Экспериментальное моделирование аварийных ситуаций позволит повысить безопасность «мирного атома»
УрБК, Екатеринбург, 11.03.2013. В течение двух лет, прошедших после аварии на АЭС «Фукусима» в Японии, мировое научное сообщество ведет непрерывный поиск и разработку новых возможностей совершенствования систем безопасности ядерных энергетических установок. Об этом рассказал доктор физико-математических наук, профессор кафедры технической физики УрФУ Владимир Селезнев.
«Любая авария кончается тем, что на какое-то время такого типа реакторы перестают эксплуатироваться, идет разработка безопасных проектов. Конструкторы АЭС учли все допущенные на «Фукусиме» просчеты, и не собираются отказываться от ядерной энергетики», — отметил ученый.
Говоря о недочетах систем безопасности японской станции, специалисты, в первую очередь, называют то, что АЭС нельзя строить в сейсмически опасных районах. А японцы построили, и не одну. В результате, резервные двигатели, имеющиеся на каждой АЭС и срабатывающие в случае возникновения аварийной ситуации, на «Фукуксиме» были выведены из строя волной цунами, что дало ученым почву для создания принципиально иных типов конструкций.
«В настоящее время появился новый термин «внутренняя безопасность» — то есть, в случае возникновения нештатной ситуации не автоматика должна с ней справиться, а сама конструкция реактора предполагает прекращение его деятельности и поддержание температуры, препятствующей повышению коэффициента размножения при протекании цепных реакций», — пояснил Владимир Селезнев.
Кроме того, по словам эксперта, вокруг реактора теперь строится дополнительная оболочка, которая должна подавить любые нежелательные процессы в случае нарушения первой основной оболочки реактора. На некоторых атомных станциях возведено до трех таких оболочек.
«Также — и это один из самых важных моментов — были разработаны новые методы расчета вероятности аварий. Раньше эти расчеты велись в соответствии с общей теорией вероятности, не подкрепленной экспериментально. В настоящее время появились методы, позволяющие моделировать аварийные ситуации, т. е. в теории надежности закладываются некоторые опытные данные, полученные на реальных моделях. Следует отметить, что значение вероятности аварии в случае проведения расчетов с использованием реальных моделей получается в разы выше, чем при сугубо теоретических расчетах. Это является сигналом, что в теории где-то допущены ошибки, и ученые начинают их поиск и устранение», — рассказал Владимир Селезнев.