25.02.2013

Рынок ТЦ Екатеринбурга: на пути к насыщению

Рынок торговых центров Екатеринбурга вплотную приблизился к насыщению. По мнению аналитиков, теперь он будет развиваться в сторону концептуальных и специализированных ТЦ, которых в городе пока очень мало. Независимые консультанты отмечают, что ничего страшного не происходит, а про насыщение рынка говорилось и 5 лет назад.

По обеспеченности торговыми центрами Екатеринбург подошел к уровню ведущих городов Европы, сообщается в аналитическом отчете консалтинговой компании «Урал-Гермес». За 7 лет общий объем торговой площади вырос в 4 раза, составив 1 млн 130 тыс. кв. м. по итогам 2012 года, причем каждый год за указанный период площадь увеличивалась примерно на 25%.

На этом фоне девелоперы применяют новые схемы проектирования объектов и ищут способы, которые могли бы повысить конкурентоспособность новых торговых центров. Все больше говорится о необходимости строить концептуальные и специализированные объекты: детские, мебельные, строительные торговые центры, ретейл-парки и аутлет-центры. То есть, несмотря на насыщение количественное, строительство новых центров продолжится в более актуальном виде. Кроме того, все больше объектов будет строиться в спальных районах и на окраине города, где конкуренция пока не так высока.

Вместе с тем, сейчас многие торговые центры уже устарели технически, они нуждаются в реконструкции. Поэтому пополнение будет происходить не только за счет строительства новых объектов, но и за счет реконструкции и реконцепции старых. Что касается структуры, то в последнее время преобладает строительство торговых центров районного формата и, по мнению экспертов, эта тенденция сохранится. Кроме того, как отмечается в отчете, 34% рынка занимают классические ТЦ, а торгово-развлекательные центры занимают 29%. Вместе с тем, растет доля специализированных форматов: дискаунт- и аутлет-центров, ретейл-парков, детских и строительных центров. Аналитики считают, что эта тенденция в ближайшее время усилится.

Среди основных тенденций на рынке торговых центров Екатеринбурга в 2012 году, кроме отмеченных концептуализации и специализации, стоит назвать активное развитие районных торговых центров (например, «Ботаника молл», открытый в конце года). Кроме того, расширяется география размещения ТЦ, а девелоперы снова проявляют интерес к мегапроектам торговой недвижимости. Меняться будет и работа управляющих компаний ТЦ: все большую роль будут получать современные технологии управления.

«Возросшая конкуренция среди классических торговых и торгово-развлекательных центров заставляет девелоперов использовать нестандартные подходы к проектированию объектов, искать механизмы повышения конкурентоспособности новых ТЦ», — считает генеральный директор «Урал-Гермес» Александр Засухин.

Впрочем, сами участники рынка во мнениях расходятся. Так, управляющий директор УК «Галерея Архитектор» Ольга Белочеу-Белху считает, что рынок торговых центров еще далек от насыщения.

«Качественных торговых площадей в городе очень мало, как и приверженных своей концепции и развивающихся в ее направлении. Рынок должен совершенствоваться, модернизироваться: имеющиеся площади должны быть, возможно, более ухоженными, профильными. Сейчас устаревшие торговые центры все-таки должны меняться, чтобы выжить», — считает эксперт.

Впрочем, независимый консультант по вопросам коммерческой недвижимости Сергей Николайченков полагает, что в ближайшее время принципиальных изменений на рынке пока ждать не стоит.

«Как строили торговые центры, так их и будут строить. Все торговые центры торгуют примерно одним и тем же, просто для людей с разной платежеспособностью. Человеческая сущность не меняется, еда и одежда всегда будут востребованы. Впрочем, сейчас происходит процесс замещения торговых площадей на более востребованные, более качественные, хоть это и не совсем правильный термин. Формат торгового рынка ведь, пожалуй, не назовешь качественным, но из-за своей востребованности он всегда будет существовать», — считает консультант.

Эксперт отмечает, что раньше было можно просто открыть торговый центр, однако теперь для привлечения покупателей этого недостаточно.

«В торговле есть один критерий — востребованные и невостребованные площади: первые будут строить, а вторые убирать. Как отделить востребованные площади от невостребованных — это и есть наука, постигнув которую, люди зарабатывают. Раньше было достаточно просто построить торговую площадь, и людям казалось, что они схватили «птицу счастья». Сейчас им перестанет так казаться. В последнее время, судя по большой популярности услуг консультантов в области концепции объектов недвижимости, люди стали задумываться, что они делают и кому это нужно», — сказал С. Николайченков.

В целом же эксперт отметил, что ничего страшного на рынке коммерческой недвижимости не происходит. «Ровно тоже самое аналитики говорили и пять лет назад, но «конец света» в области торговых площадей не наступил», — заключил он.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
18.03.2014 Рынок ТЦ Екатеринбурга замедлил темпы роста в преддверии кризиса

УрБК, Екатеринбург, 18.03.2014. Ожидание кризиса оказывает сдерживающее влияние на динамику развития рынков ...

22.02.2013 Екатеринбург резиновый: рынок ТЦ наполнился количественно, но не качественно

Рынок торговых центров Екатеринбурга вплотную приблизился к насыщению ...

22.02.2013 Рынок торговых центров в Екатеринбурге вплотную подошел к насыщению

Рынок торговых центров в Екатеринбурге вплотную приблизился к насыщению. Объем рынка за последние 7 лет вырос в 4 раза, ...

22.02.2013 ООО «Урал-Гермес»: рынок ТЦ в Екатеринбурге вплотную подошел к насыщению

УрБК, Екатеринбург, 22.02.2013. Рынок торговых центров в Екатеринбурге вплотную приблизился к насыщению. Объем рынка за ...

18.10.2012 В трех микрорайонах Екатеринбурга наблюдается дефицит торговых центров

УрБК, Екатеринбург, 18.10.2012. Несмотря на то что показатель обеспеченности торговыми площадями в Екатеринбурге уже ...