На вопросы УрБК ответила ведущая программы «Утренний Экспресс» на «Четвертом канале» и организатор праздничных мероприятий Анна Ширяева.— Как на сегодняшний день в Екатеринбурге развивается рынок предоставления услуг по организации праздников? Насколько это востребовано? Как Вы оцениваете конкуренцию в этой сфере? Что является конкурентным преимуществом для человека, работающего на этом рынке?— Это достаточно узкий рынок в Екатеринбурге и все основные игроки в нем давно уже определены. С одной стороны, рекламные проспекты и журналы пестрят разнообразием названий маленьких компаний, но многие из них, к сожалению, являются фирмами-однодневками. Бытует мнение, что организовать мероприятие достаточно просто: позови ведущего, включи музыку и все готово. Но в действительности это огромная работа большой команды настоящих профессионалов. Хорошие мероприятия требуют вложений как материальных, так и моральных, как со стороны организаторов, так и со стороны заказчиков. В результате здесь всегда будут заметны те, кто решил сэкономить. Но тех, кто просто от нечего делать решил взяться за организацию мероприятий я лично не знаю.
Чаще всего маленькие агентства возникают методом почкования, когда из крупных уходят менеджеры, которым хочется большей свободы. Они уже имеют хороший опыт и клиентскую базу и решают открыть свой бизнес, но это не значит, что качество их услуг падает. Отнюдь! Человек–то тот же, да и подрядчики по городу остаются те же самые. Екатеринбург — город маленький и наличие светового и звукового оборудования на столицу Урала у нас весьма ограничено, уж я не говорю про сцены, а специалистов, которые всем этим могут управлять, и вовсе наперечет. Что же произошло с крупным агентством, из которого ушел опытный менеджер? Они взяли молодого и неопытного и учат его всем премудростям, возможно на постоянном клиенте… Таким образом, несмотря на узкий круг специалистов, наблюдается достаточно большая текучка кадров, поэтому конкуренция на рынке организации праздников очень высокая. Главным конкурентным преимуществом, безусловно, является профессионализм. Так как здесь относительно творческая атмосфера, то многие полагают, что можно расслабиться, но на самом деле важно четко соблюдать сроки и быть ответственным в выполнении поставленных задач.
— Кто является основным заказчиком подобных услуг? Какие программы являются наиболее популярными? — Праздники любят все, а те, кто их не любит, просто вынуждены их проводить для своих сотрудников или близких. Мы же русские люди — это наш менталитет, без праздников мы не можем прожить. Мы хотим, чтобы они были с размахом или к этому нас обязывает московский головной офис, или нам нужно сделать лучше, чем у конкурентов — причин масса. Поэтому выделить какую-то одну категорию клиентов невозможно. Что касается бизнес-мероприятий, то, безусловно, здесь больше востребованы программы с конферансом, где презентабельный ведущий представляет компанию для гостей мероприятия, очень популярно мультимедиа сопровождение. Здесь по техническому оснащению мы начинаем догонять Москву и Санкт-Петербург.
— Произошли ли какие-либо изменения на рынке за последние годы? Какие тенденции Вы наблюдаете сейчас? Видите ли Вы рост интереса к профессиональным ведущим?— Закончился кризис, во время которого сокращались бюджеты на корпоративные мероприятия. Но все из него вышли по-разному: одни с размахом начали отмечать пышные праздники, другие же решили, что если все и так были готовы веселиться, то зачем платить больше — и не стали увеличивать урезанные бюджеты. От этого спрос на хороших ведущих только вырос. Ведь он как вратарь: берет огонь на себя, реагирует на все нештатные ситуации, которые случаются на каждом мероприятии, и направляет всё в нужное русло.
— Бизнес-мероприятия делятся на несколько направлений: выставки, круглые столы, командообразование, конференции. В чем специфика каждого из направлений? Как часто вы организуете мероприятия для бизнеса? — На выставках работа ведущего достаточно циклична, потому что публика все время меняется. Здесь может быть небольшая презентация, которая в течение дня повторяется несколько раз. Я часто работала на выставках, когда только начинала свою карьеру.
Круглый стол — более кулуарное мероприятие. Задача ведущего — быть внимательным слушателем, чтобы в нужный момент немного охладить спикеров или, напротив, оживить спадающий тон разговора.
В командообразовании от ведущего требуется особая энергетика и заряд, который он сможет передать командам, иначе ничего из мероприятий не выйдет.
Что касается конференций, то они могут быть как сугубо деловыми так и праздничными — это, пожалуй, мой любимый формат мероприятий, где в торжественной обстановке со сцены чествуют участников мероприятия.
Для бизнеса мероприятия проводятся достаточно часто, многие клиенты являются постоянными. Например, когда заказчику нужно ежеквартально проводить презентации, а ты делаешь для него их не впервые, то вы начинаете друг друга понимать практически без слов.
— Сколько времени в среднем вы тратите на подготовку к одному мероприятию? Как вы совмещаете данную деятельность с другими вашими занятиями?— Подготовка к крупным мероприятиям занимает до полугода. Я живу по принципу: «Чем больше работаешь, тем больше успеваешь».
— Вы являетесь медийной фигурой. Как это отражается на спросе?— Самое главное для ведущего — это харизма, артистизм и талант. Я знаю прекрасных ведущих, которые не имеют эфиров, но они невероятно востребованы, им платят очень высокие гонорары. Также я знаю коллег по эфиру, которые совершенно не интересуются проведением мероприятий.
— Из каких источников Ваши клиенты узнают о Вас: «сарафанное радио», социальные сети, Интернет? Каким образом Вы занимаетесь продвижением себя на рынке?— Несмотря на то, что мы живем уже в 21 веке, самой эффективной рекламой в нашем городе на рынке праздничных мероприятий является именно «сарафанное радио». Да, у нас есть сайты, где представлено множество артистов, но ведь надежнее, если тебе посоветуют, не так ли? Кроме того, помогают личные знакомства с менеджерами агентств, понемногу нарабатывается опыт, но происходит это не быстро. Ты проводишь День города, а утром просыпаешься «звездой» и обеспечен работой на год вперед — в нашей индустрии такого нет.
— Какой заказ на проведение мероприятия Вы можете назвать самым необычным или самым дорогим? — Самый дорогой заказ я получала от отечественной парфюмерной компании CIEL parfum. Сотрудники отмечали свое десятилетие большой международной конференцией на Анталийском побережье: целую неделю были гулянья в большом пятизвездочном отеле, которые пригласили провести меня вместе с московским телеведущим. Необычность была в том, что мне довелось пообщаться с участниками конференции даже по громкой связи на борту самолета с личного разрешения капитана!
— Кто определяет сценарий выступления? Это предложения организатора или заказчика? Как долго утверждается программа?— Как правило, сценарий мероприятия ведущему предоставляется организаторами, но бывают случаи, когда ведущий сам пишет сценарий. Программа составляется организатором исходя из пожеланий заказчика и утверждается до полного удовлетворения клиента. А вот правки в сценарий вносятся до последнего момента выхода на сцену. А сейчас благодаря появлению планшетов, есть техническая возможность вносить правки в текст ведущих непосредственно во время мероприятия, когда ведущий стоит на сцене и нет физической возможности с ним обсудить правки.