Работа маршрутных такси Екатеринбурга нуждается в значительном улучшении. Об этом заявляют все: от пассажиров до городских властей. Водители, несмотря на заявленные меры, по-прежнему нарушают правила дорожного движения и, к тому же, нередко не принимают «Екарты». Эффективных мер по борьбе с данными проблемами пока почти не предложено.
В администрации города отмечают, что стимулируют перевозчиков улучшать работу, однако изменения идут достаточно медленно. Так, из-за юридической волокиты все еще не установлены системы навигации и устройства для оплаты «Екарт».
Впрочем, жители города отмечали случаи, когда водители «маршруток» не принимали «Екарты» даже несмотря на наличие терминала. Представитель городской власти подчеркивает, что это не касается пассажира: он может ехать бесплатно, если его карту принимать отказываются.
«Все маршрутные такси, кроме девяти маршрутов, по которым еще не прошел конкурс, должны быть оснащены валидаторами. После проведения конкурса они все будут обязаны принимать «Екарту». Если «Екарту» не принимают, то человек может ехать бесплатно. Система установлена и разговоры о том, что она сломалась и замерзла — это не проблема пассажира. В таком случае, нужно жаловаться в комитет по транспорту либо транспортную инспекцию», — сказал пресс-секретарь.
Кроме того, масштабы нарушения правил дорожного движения носят угрожающий характер. Так, по данным ГИБДД, за 2012 год произошло более 25 тыс. правонарушений. Среди самых распространенных — проезд на красный свет, неправильное перестроение и остановки в неположенных местах. В ГИБДД отмечают, что для повышения безопасности нужны изменения на законодательном уровне.
«У нас в городе нарушения наблюдаются постоянно, особенно в центре: то они перестраиваются во второй ряд, то они останавливаются за пределами остановки или обгоняют друг друга. В борьбе за клиента они создают аварийные ситуации. С этим, конечно, пытаются бороться, например, организовывают рейды, когда сотрудник полиции садится в маршрутку под видом пассажира, фиксируя нарушения. Но это не совсем эффективно, здесь нужен постоянный контроль. Если следить за водителями постоянно, и они будут знать об этом, то, возможно, нарушителей станет меньше», — считает представитель Комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов.
Автоэксперт уверен: проблема контроля общественного транспорта решаема. По его словам, примером могут служить ремни безопасности. Если ранее никто не пристегивался, то после повышения размера штрафа, правило стали соблюдать. Впрочем, по словам М. Едрышова, сами владельцы транспортных компаний чаще всего не слишком озабочены многочисленными нарушениями своих водителей.
«Они работают по следующему принципу: у человека есть маршрут и автомобиль, он садит водителя, который должен отдать ему какую-то сумму денег в день. Это порядка 3 тысяч рублей, а все, что сверху — его зарплата. Такая система, вероятно, лишь стимулирует водителей нарушать ПДД: чем больше людей он перевезет — тем больше денег он заработает. Заставить же перевозчиков платить фиксированную зарплату пока невозможно», — сетует защитник автомобилистов.
Другой проблемой остается система GPS-навигации или ГЛОНАСС, которая бы позволила отслеживать движение транспорта онлайн. До сих пор не установлена на многих машинах частных перевозчиков.
«Сейчас при заключении новых договоров с перевозчиками одно из условий — это наличие системы навигации в машине. Это делается для создания единого портала, где можно будет видеть все движение всего транспорта в режиме реального времени. К тому же, согласно договору, транспорт у частных перевозчиков должен быть не старше определенного возраста: 9 лет для больших автобусов и 5 лет для микро», — сообщил Денис Сухоруков.
Отметим, что о портале отслеживания транспорта говорится уже давно, однако он все еще работает в тестовом режиме. Сейчас, однако, существует приложение «Е-транспорт» для смартфонов на платформах Android, iOS и Windowsphone. Впрочем, движение маршрутных такси с его помощью пока отследить невозможно.
По словам представителей частных перевозчиков, они могут бороться далеко не со всеми неудобствами в маршрутках.
«Единственное, что мы сделали для удобства пассажиров, это установили автоинформаторы, которые объявляют остановки. Что касается установки терминала для приема «Екарты», то для этого нужен договор с администрацией города, но из-за юридических формальностей он еще не заключен», — сообщил начальник отдела эксплуатации ООО «Ю-Ви-Эй-Транс» Сергей Лоскутов.
Между тем, эксперты отмечают, что для повышения уровня водительской культуры необходимо изменить систему оплаты труда водителей маршруток. Сейчас во многих компаниях водители не имеют фиксированной зарплаты, либо она настолько мала, что вынуждает работать больше, ездить быстрее и пренебрежительнее относиться к ПДД.
Представители транспортных компаний не считают, что существующая система наиболее эффективна, однако пока не готовы предложить устраивающий всех вариант.
Изменится ли ситуация к лучшему в ближайшие годы, пока неясно: власти города от услуг частных перевозчиков отказываться не намерены, а те, в свою очередь, вряд ли захотят добровольно увеличивать зарплату водителей. Кроме того, примечательно, что в западных странах маршрутные такси практически не используются, но широко распространены в восточных государствах. По всей видимости, власти Екатеринбурга решили пойти по смешанному пути развития общественного транспорта. Как не раз отмечали специалисты по ОТ, едва ли это приведет к положительным результатам.
Андрей Пермяков