В последнее время жители Екатеринбурга все чаще жалуются на зимние отключения отопления. Теплоснабжение прерывается внезапно, а получить внятный ответ о причинах столь радикальных мер у управляющей компании часто бывает крайне сложно. Как правило, и поставщики тепла, и УК пожимают плечами и ссылаются на устаревшее оборудование. Эксперты отмечают: лишение людей отопления зимой незаконно, в таких случаях не стоит молчать и лучше обратиться в надзорные органы.
В редакцию УрБК неоднократно обращались недовольные жители многоквартирных домов из разных районов города с жалобами на постоянные, внезапные отключения отопления, достигающие порой целых суток. В результате те, кто не успел подготовиться и запастись обогревателями, вынуждены зимой мерзнуть в своих квартирах, температура внутри которых уже очень скоро не отличается от уличной.
Вчера вечером в одном из домов в Парковом микрорайоне Екатеринбурга было отключено теплоснабжение, и включили его только сегодня утром. На прошлой неделе об остывших батареях сообщили жители Эльмаша, а также центральных улиц города.
Отметим, постановление № 354 правительства РФ гласит, что отключение тепла и холодного водоснабжения незаконно, даже если у потребителя имеется задолженность. Подобная мера может применяться только в случае коммунальной аварии или выхода оборудования из строя.
На многочисленные вопросы собственников в управляющих компаниях твердят одно и то же: оборудование устарело, поэтому приходится принимать экстренные меры.
В ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» подтвердили, что тепло могут отключать только в том случае, если произошла авария либо неисправно оборудование, и этот случай, отметили в организации, связан именно с устранением неисправности, и подачу тепла приостанавливали из-за повреждений.
«Отключение тепла, конечно, незаконно. Приостановить теплоснабжение могут только в случае аварии, и то, согласно закону, не более чем на сутки. Да, аварийные ситуации периодически возникают, и в этом нет ничего сверхъестественного, особенно учитывая изношенность нашего оборудования», — сообщили УрБК в пресс-службе ООО «СТК».
В теплоснабжающей организации отметили, что приостановление подачи тепла не означает, что температура в доме сразу же опускается ниже положенной.
«Но когда подачу тепла приостанавливают, это не значит, что батареи сразу становятся ледяные. Если задерживается срок, то жители чаще всего это мало чувствуют. Они могут ощутить холодную батарею, но в домах чаще всего положенные 18 градусов сохраняются. По возможности остается затухающая схема, и в домах циркуляция проходит по внутреннему контуру. В течение суток температура обычно сохраняется», — добавили в пресс-службе.
Однако данные поставщика расходятся с наблюдениями жителей отключенных домов. По их данным, в квартирах становилось холодно уже через несколько часов.
Как отмечает директор по развитию УК «Лига ЖКХ» Илья Сотонин, в случае отключения тепла в холодное время года люди имеют полное право считать себя пострадавшими от незаконных действий УК и обращаться в правоохранительные органы.
«Неплательщикам могут ограничивать подачу электричества, горячей воды, даже приостановить доступ к канализации, но лишать тепла и холодной воды нельзя. Это незаконно, и если такое происходит, то надо всюду писать и жаловаться, в прокуратуру например», — говорит специалист.
Помимо отключений, жители Екатеринбурга часто жалуются на недостаток тепла в своих квартирах. В этих случаях управляющие компании также заявляют, что от них ничего не зависит — жителям советуют чистить батареи самостоятельно и добавлять к ним «рукава».
Примечательно, что в оправдание своих действий УК ссылаются на высокую аварийность сетей. Как отмечают эксперты, это напрямую указывает на их бездействие по ремонту оборудования в соответствующее время года — до начала отопительного сезона. Пострадавшие жители не собираются пускать дело на самотек: многие из них собираются идти с жалобами на действия УК в прокуратуру и другие надзорные инстанции.
Андрей Пермяков