Статьи
31.10.2012

Возможно ли невозможное?

Возможно ли невозможное? Российская экономика постепенно возвращается к системе долгосрочного планирования. Попыткой возрождения этой доктрины стал указ президента № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике». Он предполагает радикальную трансформацию модели управления социально-экономическим развитием страны и определяет темпы развития государственной экономики до 2020 года. Реализация заданной правительством программы привела в некоторое замешательство свердловских промышленников, многие из которых считают, что выполнение требуемых показателей в реалиях современной действительности практически невозможно.

Масштаб задач, поставленных российским правительством, в два раза превышает показатели темпов роста экономики ведущих стран мира. Об этом заявил на заседании комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей директор высшей школы экономики и менеджмента УрФУ Сергей Кадочников.

«Согласно предложению, сформулированному правительством, мы должны создать 25 млн рабочих мест, удовлетворяющих всем современным стандартам к 2020 году. А это означает 4,4% роста экономически активного населения в год. Для примера, страны, которые являются лидерами по данному показателю на сегодняшний день, такие как Индия и Китай, демонстрируют 2,4 и 1,7% роста соответственно», — рассказал Сергей Кадочников.

Рост по другим экономическим показателям до 2020 года должен составить примерно 25%. К ним относится и увеличение уровня ВВП на душу населения. По мнению экспертов, такой рост вряд ли возможен. Отметим, что еще в 1911 году по данному показателю Россия отставала от США на 32%, сейчас, с учетом смены политических режимов, модернизации и индустриализации, мы отстаем на 27%.

«То, что требует сейчас правительство, — это очень существенный рывок. Если развитие будет происходить сегодняшними темпами, то мы к этим показателям не выйдем. Непонятно, чем руководствовались российские аналитики, выдавая такие плановые цифры», — заключил эксперт.

В экономике РФ на данный момент существуют такие проблемы, без решения которых осуществить подобный рывок невозможно, так же как невозможна и дальнейшая модернизация. В частности, для того чтобы Свердловская область подключилась к реализации долгосрочной программы, требуется создать определенную законодательную базу. Такого мнения придерживается председатель комитета по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Анатолий Сысоев.

Первая проблема, которую обозначил эксперт, — отсутствие закона о государственном стратегическом планировании в Свердловской области.

«Хотя у нас есть опыт по данному вопросу — мы разработали планы развития энергетики, газификации, — но все, чем мы пользуемся, было создано при Росселе, так что современного реального планирования развития производительных сил у нас нет», — заявил Анатолий Сысоев.

Участники рынка добавляют, что, помимо отсутствия законов на региональном уровне, на данный момент нет также инвестиционного проекта и стратегического плана развития промышленности. Соответственно, составлять какую-либо программу ускорения темпов роста без основной концепции, по их мнению, бессмысленно.

«Эти документы стоят миллиард долларов, но то, как они составлены, сейчас не привлечет даже копейки, никто не будет вкладываться в нашу промышленность даже под угрозой ядерного взрыва. Промышленники должны участвовать в их разработке», — заявил заместитель генерального директора по стратегическому развитию ОАО «Лорри» Александр Трахтенберг.

Кроме того, в СОСПП подчеркивают, что существенными проблемами в промышленности на сегодняшний день также являются система банковского кредитования, при которой залоговые обязательства превышают сумму займа; неразработанная кластерная политика; отсутствие информации о государственном стимулировании предпринимателей; а также неотработанная система подхода к моногородам.

В ходе обсуждения долгосрочной стратегии представители союза промышленников и предпринимателей обозначили, что по-прежнему ключевой остается проблема взаимодействия с естественными государственными монополиями. Рост цен на энергоресурсы составляет ежегодно 15%. Эксперты заявили, что при такой ценовой политике производить конкурентоспособную продукцию не представляется возможным. В итоге к 2016 году конкурентоспособны будут только предприятия нефтегазовой, энергетической и транспортной отраслей, подчеркнули в СОСПП.

Кроме того, по словам директора Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области Юрия Чумерина, остается актуальной проблема транспортировки грузов. Так, цены на железнодорожные перевозки увеличились на 30–40%, а автомобильный транспорт не всегда удобен, поскольку его тоннаж ограничен.

Впрочем, областное правительство не разделяет опасений и скепсиса руководителей промышленных предприятий. Заместитель министра экономики Свердловской области Анатолий Оглоблин заявил, что задачи по развитию промышленности глобальные, но решаемые и правительство со своей стороны делает для этого все возможное.

«В Свердловской области по каждому указу созданы рабочие группы, мы провели уже несколько заседаний, попытались для себя определить какие-то цифры и планы, все они заложены в бюджет на 2013 год. Определенные итоги работы по этому направлению будут подведены уже в начале декабря», — заявил Анатолий Оглоблин.

Основной проблемой, по словам замминистра, является недостаточное инвестирование в промышленность. Так, в этом году затраты бюджета на свердловскую промышленность составили 23%, на металлургию — 16%, на машиностроение — всего 7%.

«Нас беспокоит больше то, что увеличивается число муниципальных образований, где доходы бюджета формируют работники бюджетной сферы. Поэтому мы на данный момент ставим задачу разработать закон опережающего развития», — заключил Анатолий Оглоблин.

Очевидно, что реализация проекта долгосрочного развития промышленности в Свердловской области натолкнулась на ряд серьезных препятствий. Оптимизма правительства промышленники не разделяют. На сегодняшний день также непонятно, кто и как будет нести ответственность за невыполнение планов и каким образом их реализация будет контролироваться государством. Крупный бизнес пока не представляет, к чему приведет лавирование между декларируемыми задачами и суровой реальностью, в которой эксперты видят целый ряд нерешаемых системных проблем.

Татьяна Юстус
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
11.04.2013 Целевая программа развития промышленности региона до 2018 года будет принята до 1 июня

На годовом собрании Западного территориального отделения Союза промышленников и предпринимателей Свердловской области ...

11.04.2013 Целевая программа развития промышленности региона на 2014 — 2018 годы будет принята до 1 июня

УрБК, Екатеринбург, 11.04.2013. На годовом собрании Западного территориального отделения Союза промышленников и ...

14.12.2012 Все подсчитали: экономисты придумали как реализовать планы правительства

Инициатива федеральных властей о создании 700 тыс. высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) в Свердловской области к ...

21.06.2012 В свердловском Союзе промышленников и предпринимателей появится подразделение по аграрной политике

УрБК, Екатеринбург, 21.06.2012. 26 июня в Екатеринбурге пройдет первое заседание нового комитета Свердловского ...

18.01.2010 Генеральным директором Свердловского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) назначена Татьяна Кансафарова

УрБК, Екатеринбург, 18.01.2010. В Екатеринбурге состоялось заседание совета Свердловского союза промышленников и ...