В областном правительстве изучают возможности улучшения транспортного сообщения между Верхней Пышмой и Екатеринбургом. Согласно планам чиновников, в ближайшее время город-спутник уральской столицы получит порядка 7 млрд рублей, которые будут вложены в жилищное строительство и развитие социальной инфраструктуры. Сюда же войдет и транспортный вопрос, решить который планируется благодаря запуску рельсового автобуса.
Жителям Екатеринбурга и Верхней Пышмы хорошо знакомы пробки, которые каждый день возникают на выезде из Екатеринбурга со стороны Уралмаша. Это неудивительно: ежедневно из города-спутника в Екатеринбург ездит не менее 36 тыс. человек, которые пользуются исключительно автотранспортом — общественным и личным.
Решением транспортной проблемы власти Верхней Пышмы озадачились еще пять лет назад. Тогда были предложены два варианта — наземное метро и рельсовый автобус. Впрочем, от первого пришлось отказаться — в России не производят отапливаемые вагоны метро.
Сейчас же все больше набирает обороты идея создания сообщения между городами посредством рельсового автобуса. Согласно проекту, разработанному еще в 2007 г., предполагаемая протяженность маршрута должна составить 15 километров. Власти Верхней Пышмы планировали построить три остановочных комплекса: «Верхняя Пышма», «Автомагистральная» и «Станция метро «Машиностроителей». По задумке, ежедневно на маршрут должны выходить три рельсовых автобуса, которые могли бы перевозить до 30 тыс. человек.
Реализация всего проекта оценивалась примерно в 1 млрд руб. На эти деньги предполагалось закупить составы, реорганизовать железнодорожные пути, построить пассажирские платформы.
Сейчас проект рельсового автобуса решились реанимировать на уровне областного правительства. При этом проблемы остаются те же: железнодорожные пути, которые планируется использовать, принадлежат трем разным компаниям: ОАО «РЖД», ОАО «Уралэлектромедь» и ОАО «Уралмаш». Кроме того, они предназначены для промышленных, а не для пассажирских перевозок.
За решение проблемы взялся губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, который поручил областному министерству транспорта и связи разобраться в ситуации.
«Этот вопрос уже давно поднимается, и рассматривается вариант использования существующих железнодорожных путей. Я поручил министерству транспорта проверить их на предмет организации движения так называемых железнодорожных автобусов. Если это технически и организационно будет возможно», — отметил Евгений Куйвашев вчера на брифинге по вопросам развития Верхней Пышмы.
О том, что существующий проект требует серьезной доработки из-за необходимости реконструировать промышленные пути, сообщил ранее министр транспорта и связи Александр Сидоренко.
Однако саму необходимость рельсового автобуса никто не отрицает. Например, депутат Заксобрания Свердловской области Дмитрий Ионин оценивает идею положительно и считает, что реализовать ее нужно было еще много лет назад.
«Эта идея уже давно существует. У нас имеет смысл развивать подобные проекты, потому что метро мы будем строить очень-очень долго. Такую дорогу можно завязать на станцию метрополитена — допустим, «Проспект Космонавтов». Это более дешевый и более эффективный способ разгрузить город. Если администрация говорит, что нам надо пересадить жителей с машин на общественный транспорт, то надо как-то их мотивировать. Опыт городской электрички у нас есть, на ней ездит не так много народу, но в Чкаловском районе люди с удовольствием ей пользуются, чтобы выбираться с Керамики. Если удастся что-то подобное и в Верхнюю Пышму пустить, то почему нет — она уже давно фактически часть Екатеринбурга, а добираться оттуда очень проблематично», — отметил Д. Ионин.
Между тем депутат с оптимизмом смотрит на новую попытку реанимирования проекта.
«Думаю, предприятия сумеют договориться между собой, ведь в том числе и их работники там ездят», — сообщил УрБК Дмитрий Ионин.
Однако, несмотря на позитивность по отношению к данному проекту, общественный эксперт по Екатеринбургу Андрей Старцев полагает: пока он сыроват и требует тщательной проработки.
«Первый вопрос — это стоимость проезда. Если проезд на рельсовом автобусе будет дороже, чем на автодорожном общественном транспорте, то люди вряд ли будут им пользоваться. Второй вопрос — место конечной остановки. Возле станции «Машиностроителей» меньше выбор общественного транспорта, и удобнее было бы организовать движение до станции «Проспект Космонавтов», — сказал УрБК Андрей Старцев.
Он также отметил, что тогда проект не воплотили из-за позиции ОАО «РЖД» и сейчас говорить о его реализации пока рано.
«Пока не прояснится позиция «РЖД», говорить об этом несвоевременно», — заключил Андрей Старцев.
Между тем более оптимистично настроен депутат регионального Заксобрания Андрей Альшевских. По его словам, позитивный настрой дает участие в проекте губернатора.
«Раз губернатор заявил о проекте, думаю, это будет отражено в областной программе развития транспорта и инфраструктуры», — сказал Андрей Альшевских.
Вчера Евгений Куйвашев дал областному минтрансу неделю на проработку вопросов по проекту рельсового автобуса. Так что в скором времени дальнейшая судьба проекта станет ясна. Однако, учитывая потребность не только Екатеринбурга, но и пригородов в развитии транспортной инфраструктуры для проведения крупных международных проектов — чемпионата мира по футболу — 2018 и всемирной выставки «ЭКСПО-2020» — дополнительный транспорт до Верхней Пышмы все-таки должен быть организован.