В последнее время городская администрация активно работает над программой развития общественного транспорта. Причина проста: центральная часть города погрязла в пробках, а парковка стала большой проблемой. Поэтому личный автотранспорт придется вытеснять и пересаживать людей на общественный, хотя бы в пределах центра. Планы у администрации большие: увеличить количество машин на маршрутах, серьезно обновить автобусный парк, полностью заменить «Газели» комфортными микроавтобусами. Такая программа потребует значительных средств и большого числа подготовленных водителей. Но главный вопрос в другом: каким должен быть общественный транспорт, чтобы люди охотно им пользовались?
«Центральная часть города начинает задыхаться от личного автотранспорта» — такими словами городская администрация обосновывает свою транспортную программу.
Действительно, уже сейчас ГИБДД и администрация убирают с городских улиц неправильно припаркованные автомобили. Планируется, что это сподвигнет людей оставлять свои машины в пересадочных пунктах и ехать в центр на автобусе или метро.
Однако пока городской общественный транспорт оставляет желать лучшего. Нарекания вызывают далеко не новые машины муниципального парка, а также их неудобное расписание движения. Между тем особняком стоит коммерческий транспорт, безопасность которого вызывает большие вопросы. Это опять же устаревшие «Газели», водители которых зачастую даже не говорят на русском языке. А нарушение ими правил дорожного движения уже стало притчей во языцех. Ездить на таком транспорте просто опасно.
По словам пресс-секретаря администрации Екатеринбурга Дениса Сухорукова, одним из приоритетных направлений является замена «Газелей» на комфортные микроавтобусы не старше пяти лет, а большие автобусы должны быть не старше девяти лет. До конца года вся сеть общественного транспорта, в том числе и частного, должна быть оснащена валидаторами — устройствами для приема «Е-карты». На каждой единице транспорта будут установлены системы GPRS- или ГЛОНАСС-навигации (хотя ранее сообщалось, что весь общественный транспорт Екатеринбурга уже оборудован ГЛОНАСС. — Ред.). Планируется, что благодаря этому жители города смогут в сети Интернет узнать, где находится интересующий их транспорт. Частные перевозчики должны будут обновить парк и установить все оборудование за свой счет, и повышение стоимости проезда связано в том числе и с этим.
Однако пока неизвестно, какие суммы будут выделены на реализацию данного проекта.
«Полностью обновить автобусный парк за счет городского бюджета очень затруднительно, для этого нужны федеральные программы. Например, несколько лет назад по такой программе мы приобрели 50 новых автобусов. Но пока, к сожалению, в планах только покупка четырех-пяти новых автобусов, троллейбусов и трамваев. А стоимость трамвайного вагона составляет от десяти миллионов рублей», — пояснил Денис Сухоруков.
Между тем даже в муниципальном автобусном предприятии скептически оценивают планы администрации, гораздо лучше понимая, с какими затратами это сопряжено.
«Сейчас в городе насчитывается 512 больших автобусов, из которых в обновлении нуждаются 60%. Средний возраст автобуса составляет семь лет, но есть и такие, которым больше десяти. А в год мы получаем всего три-четыре новых автобуса. Нужны целевые программы обновления, вроде «ЭКСПО». Тем более нам сейчас не хватает водителей, ведем набор. Они ведь должны жестко соблюдать режим труда и отдыха и работать не более 10 часов. Из дополнительных расходов придется покупать тахографы, а это почти 40 тысяч рублей на машину», — сообщил заместитель генерального директора ЕМУП «МОАП» по коммерческо-эксплуатационной работе Сергей Катышев.
Стоить отметить, что при развитии общественного транспорта необходимо уделять внимание подготовке водителей и организации работы автотранспортного предприятия. Однако ни ГИБДД, ни администрация пока не собираются как-либо ужесточать требования к водителям микроавтобусов, подчас ездящим по одним им известным правилам.
При этом, по данным отдела пропаганды УГИБДД по Свердловской области, по вине водителей больших и малых автобусов за восемь месяцев 2012 года произошло 60 ДТП, в которых погибли 3 человека и 85 получили травмы. 28% ДТП случилось по вине водителей из стран СНГ.
Общественный эксперт по Екатеринбургу Андрей Старцев считает, что одними закупками нового транспорта проблему не решить, необходимо пересматривать маршрутную сетку и расписание.
«Проблема касается всего подвижного состава, и трамваев, и троллейбусов. Основа трамвайного парка — тридцатилетние чешские «Татры», по троллейбусам примерно такая же история. Дело даже не в количестве транспорта, а в том, что невозможно уехать в вечернее время. Такое ощущение, что общественный транспорт ходит по советскому расписанию, когда люди работали до пяти-шести часов. Надо принимать комплексные меры. Придется полностью перелопатить расписание и проанализировать маршруты. Для программы надо полностью пересмотреть маршрутную сетку, расписание, уменьшить интервал в вечерние часы и выходные; это касается и метро», — рассказал УрБК Андрей Старцев.
По его мнению, повышение стоимости проезда должно быть обосновано. Развивать общественный транспорт — это значит не просто что-то купить. Кроме того, что должны быть новые автобусы, людям должно быть удобно ими пользоваться, ведь стоимость проезда постоянно растет.
Другой общественный эксперт, архитектор Владимир Злоказов, считает, что в первую очередь важна пешеходная среда, потому что в большинстве случаев человек приходит на остановку именно пешком, и кроме того, нужно развивать и наземный транспорт, а не только метро.
«Всякий раз, когда разговор заходит об общественном транспорте, упоминают метро, но это очень дорогое удовольствие, поэтому нужно развивать и наземный транспорт: обособлять трамвайные пути, оптимизировать маршруты, соблюдать расписание. Транспорт должен работать как часы. А пока что заявления на верхнем уровне не соотносятся с реальностью, из-за чего возникает когнитивный диссонанс», — сказал УрБК Владимир Злоказов.
Безусловно, развивать общественный транспорт необходимо, но пока в бюджете на эту программу не выделены конкретные суммы, а администрация продолжает согласовывать парковки на тротуаре в центре, мешая пешеходам, это выглядит больше полумерой, чем эффективным решением. Сейчас можно лишь констатировать, что инициатива прогрессивных людей тонет в исполнительном аппарате, хороня под собой изменения, автомобилисты по-прежнему стоят в пробках в час пик, а пассажиры с опаской продолжают пользоваться микроавтобусами, водители которых устраивают гонки на дорогах.
Андрей Пермяков