Обзор прессы
04.09.2012

«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова: Перрон останется

Самый демократичный вид железнодорожного транспорта перестанет быть таковым с того момента, когда федеральное правительство отменит субсидии, выделяемые на поддержку пригородного сообщения.

Это может произойти уже в 2014 году, о чем было заявлено премьер-министром еще в начале августа: «В следующем году собираемся дать их (субсидии) последний раз, а потом — все. Если не случится чего-то такого, что заставит нас снова дать эти деньги».

А вот для школьников и студентов пригородные электрички станут менее доступными уже с будущего года: Министерство финансов РФ планирует отказаться от софинансирования льготного проезда этой категории пассажиров. В настоящее время федеральный бюджет выделяет регионам средства, и учащиеся получают возможность приобретения проездных документов со скидкой 50% в период с 1 сентября по 15 июня. Это огромное подспорье для студентов, проживающих на периферии.

— Очень огорчена известием о том, что проездные льготы собираются отменить, — говорит студентка магистратуры УрФУ Алина Лугинина. — Я живу в общежитии, но минимум раз в неделю езжу домой в Каменск-Уральский. Сейчас я плачу за билет 50 рублей, а с нового года придется отдать уже сотню. Для студенческого бюджета эта разница весьма существенна, лишний раз уже не позволишь себе такую поездку. Особенно сочувствую первокурсникам, которые — по себе знаю — в первое время сильно скучают по дому и рады любой возможности навестить родных, это помогает адаптироваться в новой обстановке.

Как будущий политолог-социолог Алина считает, что пригородный железнодорожный транспорт должен оставаться сферой социальных забот государства, только при этом условии он доступен малообеспеченным слоям населения.

— Я пользуюсь электричками уже пятый год и вижу, что ездят в них в основном студенты и пенсионеры.

Наблюдения, сделанные студенткой, подтверждаются статистикой: по данным службы корпоративных коммуникаций Свердловской железной дороги, в первом полугодии нынешнего года на полигоне СЖД в пригородном сообщении перевезено 810 тысяч студентов и школьников — каждый 13-й пассажир. В целом российскими железными дорогами за тот же период перевезено около 37 млн учащихся. В 2012 году из федерального бюджета выделено порядка 2,1 млрд рублей на субсидирование этих льгот.

В общей сложности на бюджетную поддержку пригородного железнодорожного сообщения федеральная казна ежегодно тратит около 25 млрд рублей. Такая сумма запланирована и на 2013 год, но это будет последний правительственный транш в пользу бедных. И, как считают в железнодорожном ведомстве, последний гвоздь в крышку гроба пригородных пассажирских перевозок. Даже при нынешних объемах господдержки электрички остаются убыточными для пригородных пассажирских компаний, которые, к слову, и создавались для того, чтобы свести концы с концами. В 2012 году убытки на полигоне Свердловской железной дороги прогнозируются в объеме 1,75 млрд рублей, уровень компенсации потерь составит 82%. Железнодорожники уверены, что сокращение финансирования приведет к сокращению объемов движения пригородных поездов, устареванию подвижного состава, значительному ухудшению сервиса.

Чтобы предотвратить такое развитие событий, Российские железные дороги в первую учебную неделю организовали акцию «Сохраним электричку!». На всех крупных вокзалах (в Екатеринбурге — в том числе) организованы общественные приемные, где все заинтересованные имеют возможность поставить подпись под коллективным обращением в поддержку сохранения и развития пригородного железнодорожного сообщения, а также льгот для студентов и школьников.

Понятно, что заинтересованных будет много: в течение года пригородные поезда перевозят более 900 млн пассажиров. Получается, что каждый среднестатистический россиянин проехал на электричке раз семь. Если все пассажиры выскажутся за ее спасение, правительству просто некуда будет деваться. Может, «что-то такое» и имел в виду премьер, говоря о возможной корректировке планов по отмене субсидий?

Как пассажир готова солидаризироваться с себе подобными, ведь без электричек нам действительно придется туго. Смущает одно: организатором акции выступает ведомство, которое, создавая пригородные пассажирские компании, бралось обеспечить их прибыльность. Потенциальным подписантам хотелось бы понять, почему эти благие намерения не осуществились: то ли субсидий оказалось недостаточно, то ли не так ими распорядились.

Пуская в действие такое мощное стенобитное оружие, как общественный протест, можно понудить правительство снова раскошелиться и сохранить то немногое, что осталось от парка электричек советского периода. Но сделать пригородные поезда, как было обещано акционерами ППК, безопасными, комфортными и привлекательными для пассажиров — вряд ли, если рассчитывать только на доброго дядю из Минфина.

Прочитать материал полностью: http://www.uralsky-rabochi.ru/society/5394/
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
27.09.2013 В 2013 году убытки пригородных пассажирских компаний на полигоне Свердловской железной дороги прогнозируются в объеме 1,9 млрд рублей

УрБК, Екатеринбург, 27.09.2013. В 2013 году убытки пригородных пассажирских компаний на полигоне Свердловской железной ...

08.08.2012 Убытки пригородных компаний на полигоне СвЖД могут составить 1,7 млрд рублей

В 2012 году убытки пригородных пассажирских компаний на полигоне Свердловской железной дороги (филиал ОАО «РЖД») ...

08.08.2012 В 2012 году убытки пригородных компаний на полигоне СвЖД могут составить 1,7 млрд рублей

УрБК, Екатеринбург, 08.08.2012. В 2012 году убытки пригородных пассажирских компаний на полигоне Свердловской железной ...

08.02.2012 ЮУЖД: Субсидии на компенсацию выпадающих доходов от пригородных перевозок в Челябинской области покроют планируемые убытки 2012 года на 27,5%

УрБК, Челябинск, 08.02.2012. В соответствии с заключенными между ОАО «Свердловская пригородная компания» (осуществляет ...

21.07.2011 В России могут резко вырасти цены на билеты в электропоездах

Министерство финансов РФ предлагает прекратить субсидирование ОАО «РЖД» перевозок пассажиров в пригородных электричках. ...