Сезон летних отпусков подходит к концу, игроки туристического рынка начинают подводить итоги уходящего сезона. Оценки экспертов совпадают не во всем: для кого-то год был удачным, другие же зафиксировали лишь небольшой рост продаж. Неоднозначны и оценки популярности курортов. Впрочем, участники рынка сходятся в одном: явного сокращения турпотока в этом сезоне не было, хотя поводов для этого было предостаточно. Как заявляют уральские туроператоры, ничто не пугает россиян: ни революция в Египте, ни наводнение в Крымске, ни банкротство компаний.
На популярность зарубежного отдыха в этом году не повлияли даже неутешительные новости с популярных курортов. Известно, что российских туристов выгоняли из отелей — случаи были зафиксированы в Китае, Израиле, Турции. Кроме того, этим летом произошло немалое количество несчастных случаев на курортах. Однако в турфирмах по-прежнему отмечают рост спроса на зарубежные путевки.
Туроператор «Натали турс» фиксирует популярность курортов европейского направления.
«Итоги лета абсолютно ожидаемые для отрасли: что планировали, то и сделали; объем продаж, безусловно, вырос. Если брать конкретные направления, то в два раза увеличилось количество вылетов в Испанию, значительно вырос спрос на Арабские Эмираты, поставив этим летом своеобразный рекорд. Также стоит отметить, что много туристов с Урала посетили Майорку и Тель-Авив. Все остальное достаточно традиционно», — рассказал директор представительства «Натали Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер.
Впрочем, ряд игроков рынка опровергает мнение о высоком уровне продаж в этом сезоне. Как отмечает директор ООО «Туристическая компания «Фонд мира» Ольга Свечкова, значительного роста в целом по отрасли в этом году не было.
«Я не поверю тем, кто констатирует рост около 20–30%, — рынок в этом году был не настолько насыщен. У нас рост продаж составил примерно 5–7%, для этого года и такие незначительные цифры можно считать хорошими показателями», — рассказала Ольга Свечкова.
Эксперт также отметила, что в этом году, как ни странно, сильно возросла популярность греческого острова Крит.
В целом предпочтения туристов год от года не меняются. Лето — это сезон для отдыха в Европе и на Ближнем Востоке. При этом ряд экспертов отмечают, что несколько утратили свою популярность такие традиционные для уральцев курорты, как Турция и Египет, в то время как возросла востребованность пляжей Испании и Греции. По мнению директора ООО «Инна-Тур» Инны Аверьяновой, произошло переориентирование туристов в сторону Европы, которая в этом сезоне пользовалась большим спросом, чем Турция.
Впрочем, с данным выводом согласны не все эксперты. В ряде турфирм утверждают, что традиционные предпочтения летних каникул россиян — Египет и Турция — по-прежнему остаются наиболее посещаемыми. Директор турфирмы «Амадеус» Людмила Леонович подчеркивает, что Турция и Египет сохранили свои позиции и ни о какой смене приоритетов отдыхающих в пользу Европы речи быть не может.
Из сезона в сезон отмечается подорожание продуктов туристического бизнеса. И этот год не стал исключением. Эксперты зафиксировали рост цен по всем направлениям примерно на 10%.
«Единственное направление, которое подорожало в этом году больше других, — это Турция. Цены на путевки выросли примерно на 15–20%, тем не менее спрос в этом направлении не уменьшился», — сообщила руководитель сети турагентств «Клуб путешественников «Крылья» Анна Очкур-Любаева.
Эксперты озвучивают оптимистичные прогнозы продаж на осень и зиму.
«Продажи осенних путевок начались еще в июне, сейчас мы уже продаем зимние туры. Большим спросом пользуются тематические новогодние путевки, причем не только в Европу, но и в жаркие страны. В январе и феврале хорошим спросом пользуется Таиланд, Юго-Восточная Азия. Я думаю, что в этом году должен быть реанимирован спрос на Египет, может быть, не в полной мере, но тем не менее туристы уже интересуются этим направлением», — рассказала Ольга Свечкова.
Очевидно, что российские туристы активно продолжают покупать путевки. Однако в связи с последними событиями, связанными с банкротством туристических компаний, эксперты советуют приобретать туристические продукты без подозрительно больших скидок и у имеющих достаточный опыт туристических агентств.
«Банкротство многих компаний предсказуемо. Не надо покупать путевки за самые низкие цены. Чудес на свете не бывает. Не надо метаться от агентства к агентству. Нужно работать с проверенными людьми. Хотя форс-мажорные ситуации, конечно, предугадать нельзя», — заключила Ольга Свечкова.
Татьяна Юстус