Накануне Минэкономразвития опубликовало «умеренно-оптимистичный» сценарий развития экономики до 2015 года и два сценария развития кризиса в России: «вариант А» и «вариант А2». Согласно самому пессимистичному сценарию, цена на нефть в 2013 году упадет до 60 долл. США, в 2012-м поднимется до 75 долл. США, а в 2015-м — до 85 долл. США. Курс доллара в 2013 году резко вырастет до 45,9 руб., в 2014 году опустится до 44,8 руб., но даже к концу 2015 года снизится лишь до 41,7 руб.
Вероятность развития масштабной второй волны кризиса с точки зрения ближайших лет не выше, по моему мнению, по крайней мере 30–40%. Я исхожу из результатов последних по времени проведения выборов в ведущих странах, на которых с преимуществом в 55–70% голосов побеждают партии, планирующие усиление инвестиционной составляющей антикризисных мер в ближайшие годы. Консерваторы при этом вынуждены менять свои программы на значительно более способствующие планам стимулирования экономического спроса.
Спрос на нефть эластичен по отношению к финансовым шокам. В 2009 г. под влиянием активной фазы кризиса он снизился в мире на 2%. Кроме того, мягкие условия денежной политики ведущих ЦБ делают динамику цен на нефть эластичной по отношению к динамике спроса, это показывают данные последних месяцев. Текущее относительно небольшое снижение цен на нефть сопровождается тем, что Саудовская Аравия и страны, подконтрольные США, обеспечили превышение ОРЕС своего установленного внутренними договорами лимита на весьма существенные 5,2%. Наконец, сами американские регуляторы в рамках своей политики стимулирования спроса не заинтересованы в формировании предпосылок дефляции на сырьевом сегменте и заинтересованы в стабильных доходах нефтяных корпораций как потенциальных доноров ослабленного бюджета. Не заинтересованы они и в ослаблении политических и финансовых позиций правящих ближневосточных элит.
В текущий момент российская экономика сформировала антикризисный пакет, практически полностью соответствующий уровню рисков, характерному для 2008 г. Сегодня антикризисный пакет РФ как сумма Резервного фонда, ФНБ, капитала и резервов банков равен 21% ВВП РФ, в октябре 2008 г. данный показатель равнялся 22%.
Помимо антикризисного пакета, для российской ситуации 2012 г. актуально двукратное увеличение чистой прибыли банков по сравнению с 2008 г., имеется вариант мобильного перераспределения средств, не израсходованных в 2012 г. в рамках федеральных целевых программ бюджета и федеральных адресных инвестиционных программ, общим размером порядка 1 трлн руб. На 23,6 млрд долл., или порядка 700 млрд руб., с 2009 по 2011 год сократились внешние пассивы банков.
Для российского корпоративного сектора сохранились на сравнительно невысоком, в 0,6, уровне 2007 г. соотношение чистого долга к EBITDA, соотношение суммарной корпоративной чистой прибыли к ВВП РФ также находится приблизительно на максимальных долгосрочных уровнях 2007 года.
При росте объема активов, взвешенных по уровню риска на 20% (г/г), с учетом средств Резервного фонда, составившего на 1 февраля 2012 г. 1,863 трлн руб., и прибыли банков за 2011 г., равной 0,848 трлн руб., достаточность капитала и резервов банковской системы РФ при необходимости может быть увеличена до 26,5%.
Ситуация в банковском секторе РФ стабильна, достаточно надежно защищена от такого рода сценариев. Это нашло свое отражение в обзоре Moody’s.
Сформирована глобальная система взаимодействия международных регулирующих структур в рамках антикризисных программ. Существенно улучшились по сравнению с периодом 2008–2009 гг. корпоративные, частные долговые балансы в ЕС и США, бюджетный дефицит ЕС вернулся на свои долгосрочные средние уровни в 3%.
Отмечу, что такие оценки характерны для текущего периода. В случае смены политического курса в США в 2012 г., сохранения у власти консерваторов в Германии в 2013 г. прогнозы и оценки, указанные выше, придется пересматривать, хотя и не обязательно они изменятся.
Учитывая нынешний тренд в политике регуляторов, направленный на поддержку именно инвестиционного сегмента, полагаю, что для УрФО негативный сценарий в рамках предложенных в обзоре Минэкономразвития будет более мягким (в случае его реализации) по сравнению с периодом активной фазы кризиса 2008–2009 гг. С другой стороны, более существенный кризис, чем в период второй половины 2008–2009 гг., испытают отрасли ВВП, связанные с функционированием социальной сферы и потреблением.