«Черная» монополия: РЖД не справляется с грузопотоком
Арбитражный суд оказался заполнен исками к Свердловскому филиалу ОАО «РЖД». Промышленные предприятия не могут добиться соблюдения сроков поставки грузов. В самом РЖД задержки объясняют несовершенством нормативно-правовой базы, которая сильно отстала от темпов развития отрасли. Ряд экспертов полагает, что нынешняя нехватка составов и пробки на железной дороге — это еще цветочки, и виной всему реформирование системы железных дорог: рынок не справляется, и железнодорожной сети нужен крепкий хозяин. Впрочем, не исключено, что к осени ситуация стабилизируется.
Свердловские предприятия обратились в арбитражный суд с исками к ОАО «РЖД» о взыскании пени за просрочку доставки груза. Суммы исков варьируются от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей. Так, ОАО «Ураласбест» направило в арбитраж аж 4 иска, суммы исковых требований — от 500 тысяч рублей до 1 миллиона. С требованиями компенсации также выступили ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт», ОАО «Серовский завод ферросплавов», ОАО «НТМК», ОАО «Уралэлектромедь», ОАО «Концерн «Калина», а также ряд других предприятий. ОАО «Сухоложскцемент» намерено взыскать с железной дороги наиболее крупную сумму — более 8 млн рублей.
Богдановичскому ОАО «Огнеупоры» суд уже удовлетворил все иски — их порядка 10, сумма требований — от 200 до 700 тыс. рублей.
«К ОАО «РЖД» мы подали порядка 10 исковых требований. Претензия — просрочка доставки грузов, которая в среднем составляет 3–4 cуток, максимум — до 30 суток. Все началось с конца 2011 года. В последнее время исковых заявлений не было. Сумма компенсации составила порядка 1 млн рублей», — рассказал УрБК сотрудник юридического отдела ОАО «Огнеупоры» Дмитрий Коковин.
Примечательно, что во многих компаниях менеджеры настолько обеспокоены ситуацией, что отказываются давать комментарии, не желая портить отношения с СвЖД и тем самым еще больше усугублять ситуацию с задержками грузов. В СвЖД тем временем уже подготовились к атаке — в конце прошлой недели компания обратилась в СМИ с многостраничным разъяснением: резервы исчерпаны, законодательство несовершенно. В филиале РЖД подчеркивают: несмотря на тяжелую ситуацию, общие показатели грузоперевозок растут. Впрочем, даже этот рост не соответствует истинным требованиям рынка: так, фактический грузопоток ряда предприятий в два раза ниже, чем требуется.
«Сегодня сеть железных дорог работает в условиях ограниченных пропускных и провозных способностей. Существовавшие ранее резервы во многом исчерпаны, и формируется серьезный риск сдерживания развития ряда отраслей из-за узких мест железнодорожной инфраструктуры», — сообщает пресс-служба Свердловского филиала ОАО «РЖД».
Ограниченную пропускную способность в СвЖД имеют 4 участка: Войновка — Сургут — Коротчаево (1310 км), Тюмень — Екатеринбург (325 км), Екатеринбургский железнодорожный узел, Пермский железнодорожный узел.
«Проблема управления перевозками в последнее время серьезно обострилась по причине отставания нормативной правовой базы от темпов реформирования отрасли и сформировавшейся практики отношений между участниками транспортного рынка. Железнодорожники стремятся перевезти по дороге как можно больше грузов, а цель операторов подвижного состава — получить выгодный заказ, пусть для этого даже придется гнать порожний вагон на большое расстояние», — добавляют в СвЖД.
Процент порожнего пробега растет, парк порожних вагонов уже превышает норму на 15%. В итоге в течение трех суток простаивает без грузовых операций 23 тысячи вагонов собственников. В СвЖД предлагают законодательно закрепить ответственность собственников приватных вагонов за непроизводительное занятие путей общего пользования, а также финансовую ответственность за встречное перемещение порожних вагонов.
Тем временем депутаты местного парламента отмечают: региональное Заксобрание не в силах повлиять на ситуацию. Областные законы на соседние регионы не распространяются, а составить ясную картинку для всей страны региональные депутаты не могут.
«Максимум, что в наших силах, — озвучить проблему, организовать обсуждения в Госдуме и правительстве. Но там этой информацией владеют, просто не хотят шевелиться. Надо, чтобы Якушев наконец открыл глаза», — заявил депутат Законодательного собрания Андрей Альшевских.
Впрочем, у клиентов и грузоотправителей есть свои данные относительно изменений в законодательстве. В ОАО «Огнеупоры» УрБК заявили, что «в 2014 году, возможно, что-то изменится в законодательстве с железной дорогой».
Тем временем депутат областного парламента Андрей Альшевских подчеркивает: проблемы не только у свердловского филиала, вся система «Российских железных дорог» функционирует неправильно, решения должны быть приняты на самом высшем уровне.
«То, что происходит сейчас, — срывы, задержки поставок, — это еще только начало. Концепция реформирования МПС и превращение его в ОАО «РЖД» изначально была ошибочной. РЖД, по сути, стремится оставить у себя только рельсы, всю остальную инфраструктуру — скинуть дочерним и частным компаниям. И тем, кто сейчас работает на железной дороге, прибыли в 20–30% уже недостаточно — им подавай 100–200%, за меньшее они просто работать не будут. Так возникают срывы поставок, а РЖД с этим возиться не хочется. Получается, что никто не несет ответственности. Раньше, когда была госмонополия, все контролирующие функции выполняло государство; теперь же нет хозяина. Думаю, что в Минтрансе это понимают, но боятся признать. К сожалению, уже сейчас мы имеем необратимые последствия этой реформы», — рассказал УрБК Андрей Альшевских.
По мнению областных парламентариев, искусственный дефицит создают именно частные перевозчики — многочисленные грузовые компании, включая посреднические структуры. Впрочем, не исключено, что проблема частично разрешится вместе с окончанием летнего сезона.
«Действительно, последние годы накапливались проблемы с отправлением грузов, в основном из-за частных компаний, которые заняли практически монопольное положение по некоторым направлениям. Но сейчас закончилась процедура передачи вагонов дорожному центру транспортного обслуживания СвЖД (процесс шел последние несколько месяцев), поэтому, на мой взгляд, сейчас ситуация должна стать легче. Конечно, сейчас нужно учитывать еще и сезонный фактор: летом всегда проблематично, потому что и уголь везут, и ремонтные работы ведутся. Когда спадет сезонная проблематика, к осени, ситуация разрешится. По крайней мере, станет более понятной и прозрачной система получения вагонов. И если уж и возникнут какие-то проблемы, они будут связаны с настоящей нехваткой вагонов, а не с искусственно созданным дефицитом», — поделился мнением депутат Законодательного собрания Дмитрий Ионин.
О попытках разрешить ситуацию заявляют и в СвЖД. В долгосрочной перспективе — переход от непрерывного приема заявок к месячному планированию перевозок не только грузов, но и порожних вагонов. Впрочем, на это требуются изменения в законодательстве. Пока что СвЖД ведет работу по сокращению встречного перемещения порожних вагонов в ручном режиме.