К вступлению в ВТО Россия готовится исключительно по-русски: для того чтобы компенсировать снижение ввозных пошлин, чиновники придумали взимать с производителей и импортеров автомобилей утилизационный сбор. Нововведение будет внедрено в российскую практику уже с 1 сентября и не коснется лишь стран — членов Таможенного союза, участников калининградской ОЭЗ, а также раритетных авто, личных автомобилей беженцев и дипломатов. Автодилеры пока не готовы дать прогноз по ценам, впрочем, ряд экспертов полагает, что изменений в ценовой политике не произойдет.
Президент России Владимир Путин подписал закон о введении в России утилизационного сбора на новые и подержанные автомобили. Соответствующий документ размещен в «Российской газете». Сам закон был принят Госдумой 13 июля и одобрен Советом Федерации 18 июля. Соответствующие поправки были внесены в закон «Об отходах производства и потребления» и в Бюджетный кодекс.
Ставки утилизационных сборов на автомобили пока проходят межведомственное согласование, однако проект постановления уже опубликован на сайте Минпромторга. Пока что чиновники предлагают определить базовую ставку в размере 20 тыс. руб. Далее ставка будет умножаться на повышающий коэффициент в зависимости от объема двигателя и возраста авто. Дороже всего обойдутся подержанные машины с объемом двигателя более 3,5 литров — коэффициент составит 35,01 (700 200 рублей). Минимальный коэффициент — 1,34 (26 800 рублей) — будет распространяться на электромобили, а также новые авто с объемом двигателя до 2 л. Для таких же, но подержанных машин коэффициент вырастет до 8,26, а размер сбора — до 165 200 рублей. Такие ставки предполагается утвердить для юридических лиц.
При этом для физлиц коэффициенты будут понижающими: для новых авто — 0,15 к базовой ставке, для машин старше трех лет — 0,25. Таким образом, частники будут платить от 3 до 5 тыс. рублей. Эксперты уже обеспокоены тем, что такие ставки активизируют серый импорт, поскольку поспособствуют росту ввоза подержанных автомобилей.
Наблюдатели и сами игроки авторынка не исключают, что утилизационный сбор придумали, чтобы компенсировать снижение импортных пошлин после вступления России в ВТО. После выхода на свободный рынок Россия планирует снижать ввозные пошлины несколько раз в течение семи лет — именно столько длится переходный период. В первый же год должны быть отменены так называемые кризисные пошлины — их ввели в конце 2008 г. В связи с этим ставки на ввоз снизятся на 5–10%: для новых легковых авто — с 30 до 25%, для грузовиков и автобусов — с 25 до 10–15%.
Автодилеры в Екатеринбурге называют такое сокращение ставок незначительным и в целом не ждут на рынке никаких весомых изменений — ни снижения, ни роста цен. Вероятно, что благодаря нововведению еще больше компаний построят свои заводы в России.
«Первое снижение незначительное, оно же будет компенсировано утилизационным сбором. Уровень цен будут задавать производители. Отмечу, что из немецкой тройки — Audi, Mercedes и BMW — последний имеет свой завод в Калининграде. Таким образом, их не коснется ни снижение пошлин, ни появление утилизационного сбора. Все остальные будут равняться на BMW. Сейчас могу прогнозировать лишь традиционный рост цен на 1–2% в начале года. Однако ни падения, ни серьезного увеличения цен можно не ждать. Думаю, что внедрение утилизационного сбора простимулирует производителей перенести производство в Россию», — рассказал УрБК коммерческий директор группы компаний «Автоплюс» Сергей Морковин.
Отметим, что в России несколько локальных заводов иностранных автопроизводителей — Nissan, Ford, Hyundai, Peugeot, BMW. Среди китайских производителей в России присутствует производство Lifan, Haima, Great Wall, Geely — на заводе Derways в Карачаево-Черкесии, а также бренд BYD, модели которого выпускаются на ТагАЗе. Впрочем, эксперты не исключают, что и они могут подорожать — еще неизвестно, как головные офисы производителей будут распределять свои новые расходы.
Еще один уральский автодилер, ГК «Независимость», пока затрудняется прогнозировать последствия: нет ни утвержденных базовых ставок с российской стороны, ни информации от производителей. В любом случае потребители почувствуют на себе изменения не раньше следующего года.
«Пока у нас нет никакой информации от производителей. Возможно, ситуация прояснится через месяц. Если и будут какие-то изменения на рынке, то для потребителей они будут заметны лишь в следующем году», — рассказали УрБК в ГК «Независимость».
Стоит отметить, что, несмотря на новый закон, утилизационная инфраструктура в России пока еще отсутствует — правовая основа действовать еще не начала, экономических условий нет. Так, должны быть не только пункты приема, но и заводы по разборке и демонтажу вышедших из строя авто. Да и у самих автовладельцев должен появиться стимул сдавать свой автомобиль. Пока же нововведение больше напоминает подушку безопасности для вступления в ВТО, и до сих пор непонятно, появятся ли в России, в обмен на деньги автопроизводителей, реально работающие механизмы утилизации.