Многие жители Екатеринбурга уже неоднократно получали на свои мобильные телефоны SMS с текстами рекламного характера. Как правило, спам приходит от компаний, предоставляющих услуги такси, а также от салонов красоты. Впрочем, раздражающей потребителя рекламой иногда занимаются и серьезные организации. Так, на днях спам-сообщения с предложением своих услуг разослало ОАО «Бинбанк».
«Получить 1 млн рублей в Бинбанке выгодно» — SMS-сообщения с таким текстом получили на днях жители Екатеринбурга. Они обратились в редакцию УрБК и рассказали, что не являются клиентами банка и понятия не имеют, каким образом номера их телефонов оказались в распоряжении кредитной организации. По телефону, указанному в SMS-сообщении, корреспонденту УрБК заявили, что банк фактически ни при чем.
«У нас нет никакой базы с мобильными телефонами. Мы заключили договор с оператором сотовой связи, который сделал SMS-рассылку по своей базе», — рассказали УрБК в Бинбанке.
При этом сотрудница подчеркнула, что банк заключил договоры практически «со всеми сотовыми компаниями».
Отметим, что оператором связи в одном из случаев выступала компания МТС. В сотовой компании УрБК опровергли информацию, полученную от самого Бинбанка, и усомнились в компетенции его сотрудников.
«На Урале мы не сотрудничаем с данным банком по направлению организации SMS-рассылок. В целом компании, у которых есть потребность в отправке SMS своим клиентам, могут обращаться к контент-провайдерам, специализирующимся на подобных услугах, либо напрямую к операторам связи. Но при этом они обязательно должны иметь собственную базу для рассылки SMS — то есть номера телефонов абонентов, которые дали согласие на получение рекламы и информации от этой компании. МТС никогда не предоставляет номера своих абонентов для проведения рекламных кампаний без их согласия. Для того чтобы максимально снизить возможность получения нежелательных SMS, мы рекомендуем не передавать информацию о своем мобильном номере третьим лицам при участии в рекламных акциях, заполнении анкет в торговых центрах, при регистрации на интернет-сайтах и т.п.», — заверила УрБК пресс-служба МТС.
Сотрудники сотовой компании добавили также, что при заключении договора с компанией-оператором клиенты часто не обращают внимания на пункт о даче согласия на получение информационной и рекламной рассылки. Кроме того, зачастую российские жители просто забывают о том, что поучаствовали в какой-то рекламной акции и дали согласие на получение информационной рассылки, а потом необоснованно злятся.
Впрочем, клиентка МТС, получившая спам от Бинбанка, такое мнение опровергает: по ее словам, свой номер она не оставляет нигде.
Между тем представители юридического сообщества и правозащитники уверены: налицо грубейшее нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных граждан. Впрочем, особого воздействия на коммерсантов нет — только суд.
«Это нарушение неприкосновенности персональных данных человека, без письменного согласия которого никакой провайдер не имеет права передавать его контакты», — подчеркнул директор компании «Юрлига» Иван Волков.
«Операторы связи не имеют права нарушать условия договора и нарушать безопасность предоставляемой ими услуги. Клиент, который считает свои права нарушенными, может обратиться с иском в суд и потребовать возмещения морального вреда. Конечно, его никто не заставляет это сделать, но пока что обращение в суд — единственный способ воздействовать на нарушителей закона. Примеры, когда суд учитывает причинение морального вреда, есть», — рассказал УрБК президент Всероссийской лиги защитников прав потребителей Андрей Артемьев.
Официально ОАО «Бинбанк» пока не прокомментировало ситуацию.