Дума со счётом 238:208 вопрос о ратификации нашего присоединения к ВТО решила. Пусть ещё кипят фракционные страсти и бьют аргументами и фактами друг друга в спорах эксперты — восемнадцатилетний процесс практически завершён. Пришло понимание неизбежности.Поэтому дискуссия в Уральской торгово-промышленной палате от темы «кто виноват?» перешла к более актуальной «что делать?».
«Страшилки» и преференцииНа вопрос приходится отвечать в ситуации, мягко говоря, некоторой неопределенности. Потому что среди экспертов существуют полярные(!) оценки последствий присоединения России к ВТО.
Сторонники: РФ получит возможность обращаться в инстанции ВТО для эффективного разрешения торговых споров, в том числе подавать коллективные иски вместе с другими странами. Будет облегчён доступ на иностранные рынки. Отпадёт необходимость вести индивидуальные переговоры с каждым из многочисленных торговых партнёров РФ. Страна, принявшая общие правила торговли, станет более привлекательной для инвестора. Возросшая конкуренция с иностранцами и снижение пошлин на оборудование будут стимулировать модернизацию отечественных предприятий и рост производительности труда. За счёт импорта снизятся цены и вырастет разнообразие потребительских товаров.
Противники: Россия вступает в организацию неподготовленной, нуждается в реформировании система налогообложения, кредитования, страхования и так далее. Китай, Индия, Южная Корея сначала проводили модернизацию, а затем вступали в ВТО. В результате от ВТО выиграют «сырьевики» (металлурги, производители удобрений и так далее), а реальный сектор (особенно легкая промышленность, машиностроение и сельское хозяйство) будет окончательно подорван, не выдержав конкуренции с иностранными компаниями.
Общее впечатление от таких споров: вступление в организацию для России несёт в себе как повышенные риски (страна не выдержит конкуренцию с иностранными производителями), так и открывает новые возможности (доступ на глобальные рынки сбыта, привлечение технологий и инвестиций). Первый вариант означает закрепление за страной статуса сырьевой державы, второй — её модернизацию.
Для того чтобы пустить развитие российской экономики по второму пути, необходимо уже в оставшийся переходный период сделать «сущую малость» — максимально освободить её от внутренних специфических барьеров (коррупции, бюрократизации, неэффективного налогообложения), сформировать необходимые стимулы развития реального сектора.
Рычаги для адаптацииВячеслав Холодков, начальник сектора международных экономических организаций Российского института стратегических исследований (Москва):
—Вступление в ВТО не нанесет абсолютно никакого ущерба экономике России в целом. Негативные последствия будут носить локальный характер как по географии, так и в отраслевом разрезе и затронут отдельные предприятия — нежизнеспособные и бесперспективные. Этот локальный ущерб будет многократно компенсирован тем выигрышем, который страна получит как член ВТО. Но главное состоит в том, что за 21 год рыночных реформ в стране так и не возник настоящий рынок. Появилось уродливое подобие рынка, в котором во многих секторах отсутствует конкуренция — главный двигатель рынка и стимул к развитию. То есть нынешняя ситуация выгодна недобросовестным предпринимателям, коррумпированным чиновникам, а страдает от неё массовый потребитель.
Рамиль Шамсутдинов, заместитель начальника Управления внешнеэкономической деятельности и инвестиций МИВЭС, выразил надежду, что для металлургов переход на стандарты ВТО не должен быть болезненным, около 90 процентов экспортного рынка металлургов — страны-участницы «зоны свободной торговли». Это значит, что металлургическая промышленность уже давно работает по международным стандартам. По его мнению, доля свердловских металлургов на рынке будет стабильной.
А есть у нас когорты подготовленных спорщиков?
«Металлургическая промышленность не ожидает выгод от вступления во Всемирную торговую организацию. Это связано с тем, что существует ряд ограничений в странах ЕС и в Китае по ввозу российской стали — это квоты и пошлины», — говорит юрист филиала ОАО «НЛМК» в Екатеринбурге Игорь Тейхриб.
Он и подтвердил, что теоретически такие споры решаются в рамках ВТО, однако на данный момент в России отсутствуют квалифицированные кадры, которые смогут представлять интересы российских предприятий на таком уровне. Россия нуждается в представителе, который хорошо разбирается в нормах международного «торгового» права. Да ещё надо учитывать, что за участие в споре стороне придется отдать по одному-два миллиона долларов пошлины. Так что этот инструмент в полной мере мы пока использовать не сможем.
Главный специалист комитета по промышленной политике и развитию предпринимательства администрации Екатеринбурга Дмитрий Мамин озвучил прогнозы муниципальных властей:
—Ряд машиностроительных предприятий Екатеринбурга ждёт банкротство. Сейчас многие из них живут за счёт средств федеральных целевых программ. Если финансирование по ФЦП будет урезано (в связи с требованиями ВТО), то в условиях архаичной структуры и отсутствия «дешевых» денег будет значительное сокращение производства.
То есть в столице Урала прямо говорят о неизбежном закрытии ряда производств. И если в мегаполисе большая часть заводского народа, оставшись без работы, сможет уйти в сферу услуг, в малый бизнес, то в небольших городах, которые живут за счёт одного-двух промпредприятий, этот вариант не выручит.
Вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Александр Макаров озвучил предложение и для региональных, и для федеральных властей:
«Нужно сделать аудит всех предприятий, пусть даже это потребует определённых финансовых затрат. Надо определить те площадки, которые «лечить» уже поздно. Такие производства необходимо перепрофилировать, чтобы сохранить рабочие места для населения. А если и это уже невозможно, то нужно продумать, как переселить и переобучить рабочих, которые были заняты на таких «нежизнесобных» предприятиях.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что даже у слабых предприятий есть хорошие шансы на выживание. Соглашением предусмотрен переходный период (от пяти до семи лет, в зависимости от отрасли), в течение которого отечественные производители будут иметь существенные преференции перед иностранными и смогут осуществить необходимые организационные меры для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность.
Президент УТПП Андрей Беседин, подводя итоги дискуссии, высказался так:
—Кроме конкретных предложений по мерам поддержки у нас есть еще и миссия. Не дать скатиться предпринимательскому сообществу в пропасть пессимизма и неверия в свои силы. Если мы изначально будем держать в голове, что у нас впереди катастрофа и конец света, то мы благополучно туда и придём.
Прочитать материал полностью:
http://www.oblgazeta.ru/economics/1055/