Сотни интернет-магазинов, торгующих копиями часов, сумок и телефонов самых известных мировых марок. Десятки бутиков в крупных торговых центрах Екатеринбурга, реализующих подделки брендовой одежды и обуви класса «люкс». Ни один из экспертов не берется оценить точные объемы рынка «клонов» товаров со знаменитыми логотипами.По самым приблизительным оценкам, он может составлять в регионе сотни миллионов долларов.
Как отмечают в комитете по товарному рынку Екатеринбурга, измерить его истинную глубину и масштабы очень сложно: это полулегальный сегмент ритейла, несмотря на то, что копиями торгуют практически открыто. Более того, реализация «клонов» имеет явную тенденцию к росту. «Потребность казаться богатым, успешным движет этим рынком и служит его распространению, — констатирует доцент кафедры экономической теории ВШЭМ УрФУ Анна Дьячкова. — Причем за небольшие деньги. И это обеспечивает рынку массового потребителя, а значит, и массовое производство».
Что характерно, в подавляющем большинстве торговых точек от потребителей и не скрывают, что предлагают всего лишь подделки товаров люксовых марок, но при этом неизменно добавляют: «зато это практически 100-процентная копия, отличить товар от оригинала может разве что настоящий профессионал». Определяющей является цена: скажем, качественную копию брендовой сумки стоимостью в 3 тысячи долларов можно купить за 300 «зеленых». Или, к примеру, «клон» айфона — за 5 тысяч рублей, тогда как настоящий стоит, как известно, не меньше тысячи долларов. К слову, всякий, кто бывал в Китае, знает, что там «трубку» можно и вовсе купить за 50 долларов почти в любой подворотне. К слову, совсем не факт, что она перестанет работать через неделю. Как отмечают эксперты, вероятность качества составляет примерно 50 на 50. Копии брендовых товаров, во-первых, совершенствуются год от года, а во-вторых, иногда и вовсе производятся на оригинальном оборудовании производителя, только во «внеурочное» время, по ночам, «стахановскими методами». Так что продукция в отдельных случаях может оказаться очень похожей на настоящую. И все же, как отмечает Анна Дьячкова, в основе производства таких товаров лежит лишь внешнее сходство с оригиналом, а не качество изделия. Богатыми хотят быть многие, но реально способны единицы. Возможность не быть, а хотя бы казаться, и дают многочисленные подделки престижных брендов. По словам эксперта, себестоимость «клонов» невысока, ибо не нужно вкладываться в разработку дизайна, продвижение продукции, кроме того, можно заменить материалы, детали товара на более дешевые и т. д. Ведь, как известно, накрутка за бренд часто составляет 80—90% , и многочисленным производителям подделок остается лишь снять «сливки» с этого продукта. Как отмечает Анна Дьячкова, интересно то, что на рынке роскошных брендовых оригиналов не действует закон спроса: при росте цены спрос на такие товары растет, а при снижении эксклюзив становится доступен массовой категории потребителей, и потому спрос резко снижается. Когда рынок насыщается той или иной подделкой, она перестает быть интересна и самому массовому потребителю — спрос на нее «умирает».
Как отмечает менеджер одного из интернет-магазинов по продаже копий брендовых сумок Мария, среди потребителей продукции есть и состоятельные покупатели, у которых имеются и оригинальные вещи этой марки, они приобретают копии умышленно, когда, скажем, понравился дизайн, а переплачивать не хочется. Но все же подавляющее большинство покупают подделки, потому что не в состоянии купить оригинал. По личным оценкам Марии, до 90% одежды и аксессуаров с престижными лейблами на городских модницах — это всего лишь копии. Причем включая зачастую и те, что были приобретены в дорогих бутиках.
При этом, по словам арт-директора Института моды, дизайнера Людмилы Кокоревой, часто в магазины одежды класса «люкс» завозятся пусть и оригинальные, но прошлогодние коллекции и выдаются за свежие, при этом стоят они в 3—4 раза дороже, чем в Европе. Поэтому немногочисленные покупатели настоящих брендовых товаров предпочитают приобретать вещи за границей, либо строго через официальных дилеров.
По единодушному признанию экспертов, победить рынок «клонов» сегодня почти невозможно.
— Пока есть спрос, никакими ограничениями и запретами производства и продажи его не уничтожить, — считает Анна Дьячкова. — Он может лишь поменять статус с легального на теневой. Ко всему, брендовые производители — те, кто изготавливает «оригиналы», — вовсе не считают, что их рынок забирают «фейки». Они им не конкуренты. Ведь покупатели подделок из-за значительной ценовой разницы, скорее, никогда не будут покупателями в сегменте luxury, — заключила эксперт.
Кроме того, существует мнение, что производителям брендовых товаров в какой-то степени даже выгоден «фейк», поскольку он служит мощной раскруткой фирменных марок. Исходя из этих позиций, производитель копий выступает в какой-то мере «неуловимым Джо, которого никто не ловит».
Впрочем, даже если бы и возникло такое желание, как отмечает пресс-секретарь комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Илона Стародубцева, наказать за продажу подделок очень сложно. Продажей товаров занимается реализатор, а чтобы найти поставщика, производителей, нужно вскрыть целую цепочку и провести настоящее расследование. По большому счету действенных правовых механизмов для борьбы с «фейком» на сегодня нет.
По словам Людмилы Кокоревой, во многом укреплению этого рынка служит очень слабое развитие собственной легкой промышленности. Сегодня ее сегмент в общем спектре производства в регионе не превышает 0,9 %. При этом наиболее креативные уральские дизайнеры предпочитают работать на известные западные компании, включая в том числе и производителей товаров класса «люкс». Открыть свой, к примеру, одежный бизнес на родине очень затратно, он окупится только в случае массового производства. А выдержать конкуренцию с транснациональными компаниями по производству одежды и обуви, подпольными производителями копий известных брендов пока явно не хватает сил. Получается, замкнутый круг…
Прочитать материал полностью:
http://www.uralsky-rabochi.ru/society/5016/