«Российская газета» и Елена Ключевская: «Синдром фарцовщика»
Игроки рынка одежды ищут способы сокращения издержек
Возможно, отдельным владельцам магазинов одежды придется вернуться к проверенным методам организации своего дела — челночеству. Это касается прежде всего игроков рынка, выбравших неудачную тактику в условиях неуклонно падающего покупательского спроса.
Общеизвестно, что сети популярных брендов бурно развивались в основном за счет кредитов под оборот товара. Сегодня от банков вряд ли стоит ожидать такой «манны». Поэтому многие из ритейлеров с трудом собирают деньги на покупку новых коллекций (традиционно одежда нового сезона поступает в магазины в феврале—марте), а также на оплату аренды помещений. Проблемы, по мнению экспертов, могут возникнуть и у тех, кто находился в неудачной ценовой нише еще до кризиса, и теперь их трудности могут возрасти во сто крат.
— Есть такие бутики, где продается достаточно дорогая брендовая одежда под лейблом «made in Italy», но ее качество ничем не лучше той, что предлагают магазины для массового покупателя под маркой «made in China», зато цена отличается в три-четыре раза, — отмечает директор одного из крупнейших торговых центров Екатеринбурга Дмитрий Сара-пульцев. — Владельцам нужно было и до кризиса, вне зависимости от того, наступит он или нет, более умело работать с поставщиками.
По словам директора центра, не поздно и сейчас сменить партнера, поставляющего товар, ведь потребитель теперь вынужден особо тщательно подходить к выбору одежды, соотнося ее цену с содержимым своего кошелька. И выбор сделает явно не в пользу дорогих брендов с товаром сомнительного качества.
Как отмечает эксперт, потрясения, скорее всего, коснутся и ритейлеров, работающих в сегменте 1ихагу (дорогой одежной розницы), в магазинах которого до недавних пор предпочитали покупать качественную одежду европейских марок представители наиболее высокооплачиваемой части среднего класса. Увы, они тоже вынуждены минимизировать расходы. Хотя и тех, кто работает в дорогом сегменте, по мнению владельцев торговых центров, может спасти мудрая политика по работе с поставщиками. Вполне возможно, что они готовы будут снизить цену на товар, прекрасно понимая, насколько невыгодно терять необъятный, так до сих пор не до конца насыщенный, а следовательно, высокодоходный и перспективный российский рынок (по некоторым оценкам, его объем превышает 25 миллиардов долларов). Ведь кризис рано или поздно закончится.
Руководители наиболее посещаемых и успешных торговых центров Екатеринбурга отмечают, что пока поток посетителей не уменьшился. Так, к примеру, в «Гринвиче» он стабильно держится на отметке 30 тысяч посещений в день, плюс-минус пять процентов. Такую же цифру электронные счетчики фиксировали и год, и три месяца назад, когда финансовые потрясения только-только начинались. Возможно, на посещаемость повлияли повсеместно проводящиеся сейчас распродажи, хотя, по словам аналитиков, суперсейлы — приманка временная. Очень многое зависит от наполняемости бутиков: если одежным ри-тейлерам есть что предложить потребителям, если полки не пустуют, то покупатели идут в такие магазины.
Тот, кто не поддался панике, не стал придерживать средства до лучших времен, опасаясь прогореть, и сегодня довольно успешно торгует. Он привел в пример европейские сети среднего одежного сегмента — «Манго» и «Бенеттон». В декабре-январе они показали результаты даже несколько выше показателей прошлого года за этот же период.
Впрочем, оптимизм директора центра не совсем разделяет бренд-менеджер сети «Манго» в Екатеринбурге Сергей Каракай.
— Если говорить об общей динамике по сети в целом, сегодня мы уже не демонстрируем того роста, что был год назад. С каждым месяцем он замедляется на пять—десять процентов. Все это — результат снижения общего покупательского спроса, трудностей с получением кредитов. Думаю, ситуация стабилизируется к лету. И, признаться, больших потрясений, резкого падения спроса не ждем: мы работаем в среднем ценовом сегменте и надеемся, что тот покупатель, который предпочитал покупать одежду более дорогих марок, скорее всего, придет к нам, — заключил он.
При этом одежные ритей-леры, работающие в среднем и массовом сегменте одежды, опасаются, что продажи будут падать еще и в результате снижения потока покупателей из небольших городов области, которые кризис затронул больнее, чем Екатеринбург.
— Думаю, снижение областного трафика скажется на продажах уже через месяц-полтора, когда закончится сезон сейлов и люди потратят те небольшие запасы средств, которые у них были до сокращения на производствах, — замечает менеджер одного из магазинов «Savage».
При этом есть сети, которые уже вынуждены минимизировать расходы и сокращать количество бутиков в торговых центрах. Так, закрыл двери для покупателей магазин «01зеп» в торговом центре «Гринвич». В самом начале проявлений финансовой нестабильности была признана банкротом сеть «Banana Mama».
Общая картина, по мнению экспертов, будет видна к февралю-марту, когда в магазины должны завезти новые коллекции. Если полки в каком-то бутике окажутся наполовину пусты — это верный признак того, что ритейлер — потенциальный банкрот. Неслучайно главная головная боль для них — как сократить издержки и «пережить зиму». Путей для этого немного — прежде всего выстроить отношения с поставщиками и договориться с владельцами торговых центров о снижении арендной платы. Сейчас за квадратный метр торговой площади в центре Екатеринбурга приходится платить 80—100 долларов в месяц.
Не так давно члены Ассоциации индустрии моды выработали совместное решение и обратились к арендодателям с письмом, призывающим их войти в положение торговцев и снизить ставки на 10—30 процентов. Справедливо полагая при этом, что, если они не сделают этого сегодня, завтра жизнь заставит их снизить плату за арендуемые площади на все 50, а то и 70 процентов. Пока к консенсусу не пришли. Владельцы торговых центров считают, что, во-первых, снижение платы на 10 процентов все равно ничего не даст в условиях, когда на покупку коллекций нужны деньги несоизмеримо большие, во-вторых, полагают, что многие ритейлеры решили просто воспользоваться «кризисной повесткой», чтобы создать для себя льготные условия.
Заставят ли обстоятельства стороны договориться, покажет время. Впрочем, и те, и другие пока уверены, что торговые центры, заполненные довольно качественной одеждой европейских брендов, не заполонит китайский ширпотреб с уличных рынков, как это было в середине девяностых годов прошлого века.