В Авиньоне поставлен спектакль, где играют люди с отклонениями в умственном развитии
Хореограф Жером Бель поставил спектакль с участием актёров-инвалидов, показы начались в Авиньоне и продлятся до 15 августа, передает РИА Новости.
Сам Жером Бель всегда был склонен к эксперименту, его театр всегда был требователен к зрителю, минималистичен и принципиально не зрелищен. В середине 2000-х он поставил ряд документальных спектаклей, с участием известных танцовщиков. В центре внимания этих спектаклей всегда была индивидуальность, личность исполнителя, с его взглядами, с его субъективизмом, с его чертами характера и судьбой.
По словам самого режиссера, его работа в театре из Цюриха HORA Theatre явилась своеобразным продолжением этого документального цикла. Как и в работах с танцовщиками, здесь для режиссера были важны индивидуальности актеров, их естественное, непосредственное существование на сцене, очищенное от привычных штампов.
HORA — театр, созданный в 1993 году, труппа которого состоит из профессиональных актеров с различными ментальными заболеваниями, в частности, с синдромом Дауна. За почти двадцатилетнее существование театр, в котором сегодня работают 11 актеров от 18 до 51 года, выпустил более 40 спектаклей и объездил многие города мира с гастролями.
Предложение Жерому Белю поработать с актерами этого необычного театра сделал немецкий драматург Марсель Бужьель, после чего француз посмотрел спектакли и провел с артистами достаточное количество времени, наблюдая за ними и разговаривая. По словам самого Беля (его интервью напечатано в программке спектакля), он нашел в этих артистах кое-что очень близкое его театральной конвенции, его поискам и ориентирам. Всю жизнь занимаясь деконструкцией традиционного театра, разрушением его табу, он вдруг обнаружил людей, которые в этом движении ушли гораздо дальше него. Их особенное существование на сцене стало для него тем, что заставило его начать эту работу. Эта режиссерская установка делает Disabled Theatre полноценным художественным высказыванием, а не только социальным проектом, как часто бывает в подобных случаях.
На сцене стоит ряд стульев, за пультом сидит помощница режиссера, она ведет спектакль, перечисляя те задания, которые Жером Бель адресовал актерам. Первое испытание — выйти на сцене и простоять минуту — молча, не двигаясь, просто предъявляя себя публике. Потом актерам надо было представиться, назвать свой возраст и профессию. Основным заданием, занимающим большую часть спектакля, стали сольные танцевальные номера — каждый из актеров должен был выбрать музыку по вкусу и придумать собственный танец. Из одиннадцати номеров Жером Бель выбрал для спектакля семь. Танцы этих актеров — особенное зрелище, с трудом поддающееся описанию. Для Жерома Беля это был еще и профессиональный интерес — по его словам, тело человека с синдромом Дауна существует по своим, каким-то особенным законам. Но, даже не разбираясь в пластике и хореографии, нельзя было не отметить особенную музыкальность этих людей, особенную, очень витальную энергию и не скованную ничем фантазию, проявленную в этом задании.