Опасения, что в России вновь, как и в 2008 году, может начаться экономический кризис, нарастают. Четкие сигналы об этом нам дают наши клиенты, которые уже начинают готовиться к «нелегким временам». Так, на прошлой неделе один из наших крупных клиентов из подмосковья обозначил, что ожидает существенного ухудшения экономической ситуации в стране не позднее сентября. Руководители этой компании, которая является международным лидером в своем сегменте рынка, настроены весьма пессимистично. И намерены действовать безотлагательно, стремясь перестроить бизнес так, чтобы максимально обезопасить его от возможных нападок со стороны государства и избежать других рисков «кризисного времени».
Задачи, которые сегодня стоят перед бизнесом, формулируются достаточно просто. Любой экономический кризис или даже его ожидание — это снижение потребления. Это приведет к уменьшению объемов производства и, как следствие, к падению поступлений в бюджет. В этой ситуации, как показывает практика, давление государства на бизнес возрастает. Особенно уязвимым становится средний бизнес. А самым уязвимым — средний бизнес за пределами городов-миллионников. Когда в поле зрения мэрии и налоговых органов всего десяток «богатырей», все их налоговые уловки рассматриваются «под микроскопом». Если в компании работает более 100-200 человек, это очень много для небольшого города. При этом бюджет в таких муниципалитетах в еще более плачевном состоянии, чем в столице региона, и более-менее устойчивый средний бизнес очень привлекателен для чиновников.
Пока что представители органов государственной власти стремятся сохранить «хорошую мину при плохой игре», заявляя, что все будет нормально, и налоги не будут увеличиваться. Однако кризисные явления нарастают. Дефицит госбюджета нарастает. Более того, по оценками Института экономики переходного периода им. Гайдара в текущем бюджете не нашли своего отражения отложенные обязательства по уже розданным социальным гарантиям. Их мы увидим в середине 2013 года. И как только проблемы начнут валиться на головы чиновников как снежный ком, взоры государства обратятся к бизнесу. Собственно, это уже происходит. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, совсем недавно вступивший в должность, уже объявил своей приоритетной задачей наполнение бюджета и ликвидацию налоговых льгот. Учитывая биографию губернатора, есть ощущение, что в условиях нестабильной ситуации представители областной власти будут действовать довольно жестко.
Я бы выделил три приоритетные задачи, на которых бизнес сейчас должен сконцентрироваться:
Во-первых, менеджмент нужно системно «затачивать» на увеличение маржи, а не на уменьшение издержек. Уменьшение издержек — объективно конечный процесс. Издержек нулевых не бывает. Таким образом, управление издержками — это второе дело, первое — это отстройка бизнес-модели. Бизнесу надо добиться увеличения доходов без роста объемов производства, за счет других механизмов наращивания добавленной стоимости. В нашем примере клиент из подмосковья, понимая, что кризисные явления рано или поздно докатятся и до России, разработал новую систему управления производственными процессами. За основу была взята так называемая модель вытягивания, когда центр принятия решений в производственной компании ложится на сбытовиков. Одновременно проводится модернизация отдельных участков производства.
Однако в нашем «кейсе» новая модель управления и принятия решений оказалась не соответствующей юридической структуре бизнеса, а применяемые инструменты налоговой оптимизации оказались и вовсе надуманными, лишенными так называемой «деловой цели». В результате, при проверке компании надзорными органами объяснить применение налоговых инструментов и избежать доначислений по налогам и штрафов будет непросто.
Поэтому вторая приоритетная задача — это построение системы защиты имущественной целостности бизнеса. Здесь спектр достаточно широк — от создания «хранителя» активов до применения инструментов иностранного владения. Нельзя при этом ограничиваться каким-то одним способом. Нужно строить защиту в два-три эшелона: это и защита от рейдеров, и от административного давления, и от попыток искусственного банкротства предприятия, и от давления со стороны банков. Очевидно, что все перечисленные явления с нарастанием экономического кризиса будут все агрессивнее. Таким образом, имущество никак не должно быть связано с операционной деятельностью, вплоть до скрытого владения. К этой задаче я бы отнес и качественное регулирование отношений между со-собственниками в бизнесе. Отношения «по-пацански» должны быть максимально материализованы юридическими средствами одновременно с выводом в безопасную зону имущества. Не секрет, что «тяжелые времена» увеличивают недовольство партнерами по бизнесу, вплоть до открытых конфликтов: «слива» конкурентам, раздела бизнеса или вытеснение из него. Лучше зафиксировать отношения по максимуму, пока царит любовь и взаимное уважение.
Наконец, третья ключевая задача — это налоговая оптимизация. Забудьте о типовых «схемах оптимизации». Их не существует. Помните, что выбор инструментов оптимизации должен определяться исключительно особенностями той бизнес-модели, которая используется. То есть она должна идеально соответствовать реалиям конкретного бизнеса и не быть «надуманной». Иначе она будет препятствовать развитию бизнеса. Если мы добиваемся хотя бы 70% соответствия, то в текущих условиях и при современных возможностях налогового администрирования можно говорить о том, что налоговая безопасность с управляемыми рисками обеспечена. А если соответствие между тем, что мы показываем, и что есть на самом деле, составляет менее 60%, то речь идет о неуправляемых рисках, то есть, как повезет. В условиях кризиса оптимальное соответствие — от 80 до 90 %. Причем это не только договорные аспекты и так называемые «модели оптимизации», нужна вся совокупность мер, вплоть до применения специальных инструментов IT-безопасности. Вся инфраструктура бизнеса должна обеспечивать налоговую безопасность, мелочей не бывает. Кто бы что ни говорил, но оставшиеся 10-20% «под обеление» попасть объективно не могут по всем известным причинам.
К сожалению, практика предыдущего кризиса показывает, что давление на бизнес в ситуации недостатка ликвидности усиливается. Многие компании по-прежнему активно упирают только на управление маржой только через снижение издержек. Делается это для того, чтобы был запас, чтобы было, что терять, и чтобы при этом что-то осталось. И при этом инструментарий понятен. Тем не менее, есть более эффективный и безопасный подход, однако он требует более или менее синхронной реализации всех трех мною перечисленных компонентов. Однако, полагаю, времени для реализации достаточно, если планомерно подойти к этому в ближайшие 3-4 месяца.