С чистого листа: «Лукойл» вновь обещает построить второй ТЗК в Кольцово
«Лукойл» в течение года готов построить топливо-заправочный комплекс для екатеринбургского аэропорта Кольцово. Об этом в ходе пребывания в столице Урала заявил президент компании Вагит Алекперов. Оптимисты уверяют: второй ТЗК позволит авиакомпаниям рассчитывать на возникновение долгожданной конкуренции на рынке авикеросина, а пассажирам — на снижение стоимости вылетов из «Кольцово». Пессимисты отмечают: построить заправочный комплекс «Лукойл» обещал еще Эдуарду Росселю, но воз и ныне там, а даже если ТЗК и возведут, то два монстра уровня компании Алекперова и TНK-BP всегда сумеют согласовать свои ценовые приоритеты.
ОАО «Лукойл» сегодня вполне официально и на высшем уровне заявило о намерении построить в екатеринбургском аэропорту Кольцово топливо-заправочный комплекс. Рядовой на первый взгляд бизнес-проект для Екатеринбурга весьма значим: желание подвинуть монополиста в лице TNK-BP в городе было всегда.
«Мы намерены построить второй топливно-заправочный комплекс в Кольцово. Для этого потребуется один год. Под определенным напором губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева компания стабилизирует цены на топливо на территории Свердловской области и Екатеринбурга в летне-осенний период пока активно идет дачный период», — заявил Вагит Алекперов, говоря уже и о ценах на АЗС.
Случайно или нет, но накануне прилета Алекперова ЗАО «Топливозаправочная компания «Кольцово» (входит в ТНК-BP) заявило о снижении цены на топливо. Правда, всего на 1%, что, по оценкам экспертов, ощутимой пользы никому не принесет.
Лукавство поставщика очевидно: в 2011 году, стоимость топлива в «Кольцово» повышалась пять раз: в мае, августе, сентябре, октябре и ноябре 2011 года. В итоге цена стала выше больше, чем на одну четвертую. Не понижалось ни разу. На этом фоне снижении на 1-2% выглядит скорее как некий символ, чем проявление желания идти на уступки потребителям.
Напомним, официально нефтяная компания ТНК-BP выкупила заправочный комплекс несколько месяцев назад, хотя поставками керосина в аэропорт занималась уже давно. При заключении сделки директор топливозаправочного комплекса заявил о том, что цены теперь будут стабилизированы.
«Наша цена на керосин должна соответствовать рыночным реалиям. Мы не будем ни демпинговать, ни завышать цены — делать это нам запрещает антимонопольное законодательство», — заявил тогда генеральный директор ЗАО «Топливозаправочная компания «Кольцово» Андрей Гиговский.
По словам президента информационно-туристического центра Свердловской области Вадима Винера, пока снижение в целом очень слабо отразится на стоимости перелетов.
«Все, конечно, зависит от авиакомпании. Топливные сборы у всех разные. Но, по моим прикидкам, этот процент очень слабо отразится на конечной цене билета. Если учесть высокую стоимость перелетов, скидка будет весьма незначительная», — отметил эксперт.
Как скажется приход на рынок «Лукойла» пока можно гадать. По логике, конкуренция должна повлиять на ситуацию благотворно. Практика показывает, что крупные игроки, тем более — такого уровня, между собой о цене всегда договорятся.
Второй момент — история вопроса. Компанию Вагита Алекперова в Екатеринбург активно залучил еще Эдуард Россель и ему вроде бы даже пообещали построить ТЗК, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось.
Кроме того, от регионов и зависит далеко не все. На текущий момент проблем с дефицитом топлива нет. Наоборот: растет спрос на услуги авиаперевозок, соответственно растет и цена керосина. В то же время федеральные эксперты не исключают повторения ситуации прошлого года, когда резкий дефицит керосина создал коллапс в аэропортах. Топлива не было нигде, а цены на него взлетели почти вдвое.
УрБК будет следить за развитием событий.