Статьи
18.05.2012

Аркадий Чернецкий: Я никогда не боялся брать на работу сильных руководителей

Аркадий Чернецкий: Я никогда не боялся брать на работу сильных руководителейНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил первый глава Екатеринбурга, член Совета Федерации Аркадий Чернецкий.

— Аркадий Михайлович, на днях у вас прошло совещание с врио губернатора Евгением Куйвашевым. Обсуждался ли вопрос взаимоотношений Екатеринбурга и области, в частности бюджетных вливаний в город?

— Напрямую не обсуждался. Темы наших разговоров пока немного другие — у меня слишком много вопросов, которые нужно обсудить с губернатором, и все сразу сделать невозможно. Но понимание того, что базовые проблемы Екатеринбурга — это транспорт, состояние дорожной сети, необходимость реконструкции и развития инженерных сооружений, — такое понимание у него присутствует. Позже будет конкретный разговор о финансировании.

— Как вы можете оценить дееспособность нынешней команды губернатора? Нужны ли какие-то перестановки внутри аппарата?

— Сегодня говорить о команде губернатора пока еще оснований нет. Мы не знаем, какой принцип будет положен в ее основу. Каждое первое лицо формирует команду под себя, на основе собственных принципов управления. По сравнению с тем, что было, — да, изменения нужны, и причем достаточно серьезные — и организационные, и кадровые.

— Каковы ваши принципы управления?

— Во-первых, исключение ответственности одного или нескольких лиц за один и тот же проект. То есть каждый должен отвечать за то, что ему поручено. Во-вторых, делегирование достаточно больших полномочий и четкое определение как основных обязанностей, так и круга того, что человек не имеет права делать. В администрации даже ходила такая поговорка: этот вопрос мой, а этот — в конце коридора. Даже если мои подчиненные с чем-то не справлялись, я не торопился отбирать у них полномочия, я продолжал спрашивать. В-третьих, я никогда не боялся брать на работу сильных руководителей, которые лучше меня разбираются в своих отраслях. Например, Владимир Крицкий гораздо лучше разбирается в строительстве, чем я. И в-четвертых, я всегда старался максимально четко обозначать задачи — они должны быть реальные, чтобы не было имитации деятельности, но на пределе возможностей. Эти несколько принципов должны лежать в основе нормального, эффективного управления. К сожалению, многое из этого командой прежнего губернатора не делалось. Но, тем не менее, давайте отдадим должное: не все было плохо. Например, я много лет решал вопрос с детскими садами. В итоге только Екатеринбург строил детские сады за счет своих средств, остальные муниципалитеты вообще не строили. А Мишарин с первого же нашего разговора понял, что это вопрос важный, и тут же создал целевую программу.

— Но вторую очередь метро, например, так и не построили...

— Это да. Кстати, то предложение по метро, которое я сделал Мишарину, — совместная достройка в течение двух лет с привлечением кредитных средств, — я его делал области и раньше, еще до Мишарина, и мы могли бы на два года раньше получить метро, но тогда моя идея поддержки не получила.

— После периода вашего управления городу остались крупные проекты по малоэтажному строительству: поселки Светлореченский, Медный. Однако сейчас последний переживает не лучшие времена. В чем причина, почему фактически заморожено строительство в Медном?

— Сегодня нужны бюджетные ассигнования для того, чтобы подготовить площадку. На данном этапе затащить туда бизнес невозможно, сначала нужно создать инфраструктуру. Кстати, с областью были устные договоренности, что на паях эти деньги будут выделены и городом, и областью. Но область в итоге на это не пошла, а город один не справится. Думаю, что новый губернатор немного разберется с делами и город будет инициировать рассмотрение этого проекта. Пока что это идеальная, самая крупная в городе площадка под малоэтажное строительство, и незачем растаскивать малоэтажку на несколько клочков земли, когда все это можно сделать в одном месте.

— Вы продолжаете курировать какие-то проекты в Екатеринбурге, пусть и негласно?

— Мой интерес сегодня — затащить в город крупный бизнес, и уже есть достаточно интересные проекты. Фактически я отошел от всех оперативных дел и не занимаюсь текучкой, но не оставил стратегию — в градсовете и программном совете работаю.

— Участвуете ли вы в продвижении заявки от Екатеринбурга на «ЭКСПО-2020»?

— У меня нет никакой специальной должности по вопросам «ЭКСПО», но у меня есть понимание важности этого вопроса для города и для области, и поэтому я вписываюсь даже туда, куда меня не зовут, и стараюсь решать некоторые вопросы. Так, я взял на себя функцию не вполне мне свойственную: у нас новый руководитель региона, и мне его надо просто познакомить с заявочным комитетом. Позавчера я позвонил Эрику Бугулову (директор АНО «Заявочный комитет ЭКСПО-2020». — Прим. ред.) и сказал, что будет совещание у губернатора, поэтому пусть как хочет, так и приезжает. Он прилетел ночью из Парижа.

— Вы уже не прибавляете приставку врио?

— Я думаю, уже всем все понятно. Понятно, что он придает огромное значение этой работе и проекту «ЭКСПО» в Екатеринбурге, но в первый раз сталкивается с этим вопросом (подготовка заявки «ЭКСПО-2020». — Прим. ред.). Я допускаю, что ему понадобится время для того, чтобы разобраться. Но то, что этот вопрос мною будет обозначаться как один из наиболее приоритетных и требующих быстрого решения, это совершенно точно.

— Как вы оцениваете деятельность заявочного комитета?

— Работа есть, я не могу сказать, что ее нет. Но, на мой взгляд, нужно более критично подходить к программе работы заявочного комитета. Например, они провели презентацию Екатеринбурга в Давосе. А в полной ли мере мы получим эффект от этого? Нам нужно продвижение города, с одной стороны, в мировом восприятии, с другой — в среде лидеров, принимающих решение. Это целевые категории, на которые мы должны воздействовать в первую очередь. Так вот, те, кто увидел нашу презентацию в Давосе, — это немного не тот контингент. Поэтому можно ставить вопрос, насколько эффективно АНО тратит заявочные деньги. Есть вопросы, которые заявочный комитет должен был решать совместно с правительством области. В первую очередь, я считаю, что к сегодняшнему дню должна была быть поставлена точка в вопросе выбора площадки. Заявочную книгу надо делать применительно к конкретной площадке. Думаю, что новый губернатор уже примет окончательное решение — устраивает ли его такой механизм работы, сохраняется ли дирекция комитета в том составе, который есть сейчас. Я не считаю, что сегодня стоит кардинально менять кадры, по крайней мере руководителя, однако нужно больше контроля за деятельностью комитета.

— Как заявочный комитет взаимодействует с администрацией Екатеринбурга? Есть ли какие-то проблемы?

— Контакт с городом у АНО есть, сейчас они работают с Михаилом Вяткиным, я их как раз и знакомил. На сегодня стоит вопрос по сбору информации для формирования заявочной книги. Да, есть сведения, которые могут дать органы статистики, и, естественно, администрация города обеспечит предоставление этой информации бесплатно. Но кроме этого нужно проводить определенный мониторинг, то есть должны работать социологи, маркетологи... И за такую работу надо платить, не важно, кто будет этим заниматься — МУП или коммерческая организация. Я уже предупредил директора заявочного комитета, чтобы они перестали рассчитывать на бесплатный труд.

— Чего сегодня не хватает городу для проведения «ЭКСПО-2020»?

— «ЭКСПО-2020» — это событие экстраординарное. И я сомневаюсь, что сегодня, за исключением таких мировых городов, как Нью-Йорк, Париж или Лондон, есть города, которые в существующем виде, без особой подготовки, могут принять «ЭКСПО». Сейчас в Екатеринбурге не хватает всего. Вы слышали, сколько планируется гостей? 30 млн. человек. То есть это десятки и сотни тысяч людей будут посещать Екатеринбург ежедневно. Поэтому с точки зрения развития инфраструктуры — инженерной и транспортной, сферы гостеприимства — дорабатывать нужно все. Вопрос в другом: можно это сделать или нельзя. Есть такие города, в которых это уже невозможно: не созданы соответствующие службы, отсутствуют интеллектуальные ресурсы. У нас все это сделать можно, вопрос в наличии ресурсов. И мы сейчас делаем все возможное, что в силах города и области. Если будет принято решение о проведении «ЭКСПО» в Екатеринбурге, то будет совершенно иной подход и будут цифры другого порядка — увеличение инвестиций произойдет в десятки, а то и в сотни раз. Мы же видим, что происходит в Сочи: имиджевый проект государства без участия государственного бюджета не остается.

— Как вы оцениваете шансы Екатеринбурга на победу?

— Для того чтобы всемирная выставка «ЭКСПО-2020» состоялась именно в Екатеринбурге и прошла на самом высоком уровне, я вижу решительно все предпосылки. И мы вместе сделаем все для этого. Не побоюсь громких слов: это важнейшее событие для Екатеринбурга за всю его 300-летнюю историю. Потому что оно несет колоссальные возможности для качественного рывка во всех сферах жизни города. Я абсолютно уверен, что проведение «ЭКСПО-2020» в Екатеринбурге положительно скажется на развитии всего города — за счет инвестиций, которые поступят для организации выставки, для развития инженерной и социальной инфраструктуры. Помимо участия Правительства РФ, региональной и муниципальной власти в подготовке территории к крупнейшей выставке планеты, открывается простор для частно-государственного партнерства.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
21.05.2012 Аркадий Чернецкий: Я никогда не боялся брать на работу сильных руководителей

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил первый глава Екатеринбурга, член Совета Федерации Аркадий Чернецкий. — ...

12.04.2012 Заявочный комитет ЭКСПО-2020: мы не можем воздействовать на власти Свердловской области и Екатеринбурга в вопросах благоустройства города

УрБК, Екатеринбург, 12.04.2012. «Заявочный комитет регулярно осуществляет сбор информации и мониторинг состояния ...

13.01.2012 Власти Екатеринбурга направили в заявочный комитет «ЭКСПО-2020» проект плана мероприятий по подготовке к выставке

УрБК, Екатеринбург, 13.01.2012. Специалисты в соответствии с поручением главы администрации Екатеринбурга Александра ...

12.12.2011 В Екатеринбурге пройдет заседание заявочного комитета «ЭКСПО-2020»

УрБК, Екатеринбург, 12.12.2011. Руководители АНО «Заявочный комитет «ЭКСПО-2020» прибывают на этой неделе в ...

03.08.2011 Председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин: Если для проведения выставки ЭКСПО-2020 выберут Екатеринбург, к 2020 году город будет не узнать

УрБК, Екатеринбург, 03.08.2011. У России достаточно хорошие шансы принять у себя международную выставку ЭКСПО-2020, ...