Принятые поправки в федеральный закон о туризме не решат проблем рынка. Уральские туристические компании уверены: на ситуацию в их бизнесе новации никак не повлияют, туристы, как и прежде, защищены не будут. При этом дополнительные сборы с туркомпаний только ухудшат их и без того непростое финансовое положение.
Поправки в федеральный закон «Об основах туристической деятельности в РФ» приняты Государственной думой в третьем чтении. Согласно новациям, для экстренной помощи туристам, находящимся на отдыхе в то время, когда их туроператор становится банкротом, будет учрежден компенсационный фонд. Держателем его станет объединение туроператоров, участие в котором является обязательным. Финансироваться фонд будет за счет игроков рынка — каждый туроператор должен будет отчислять туда сумму в 0,1% от годового оборота. Кроме того, на содержание аппарата организации — держателя фонда нужно будет дополнительно отчислять 0,01% от того же годового оборота. Возрастут и финансовые гарантии туроператоров: для компаний с годовым оборотом до 250 млн. рублей их объем составит 30 млн. рублей, для более крупных игроков — 12% от оборота.
Участники рынка опасаются, что закон пойдет скорее во вред, чем во благо рынку. При этом до конца так и не остался понятен механизм создания нового объединения туроператоров.
«Создается очередная громоздкая структура с туманными целями, в которой будут аккумулированы десятки миллиардов рублей. Причем трудно представить, как эти средства будут расходоваться на практике. По сути, туроператоров облагают новым налогом, который в итоге ляжет на плечи туристов. Издержки, связанные с отчислением денежных средств в фонд, игроки рынка будут вынуждены компенсировать, поднимая цены на туры. Кроме того, пострадают небольшие региональные туроператоры, для которых 0,1% средств от оборота — серьезная сумма. А учитывая рост объема фингарантий, многие надежные региональные компании могут вовсе уйти с рынка», — отметила директор группы компаний «Зима-Лето» Ольга Гуляр.
Между тем качественных положительных изменений на рынке, по словам экспертов, не предвидится.
«Ничего нового в принятых мерах нет. Все проблемы, которые действительно хотелось бы разрешить, останутся, рынок благодаря новым поправкам не оздоровится. Беспокойство было до выборов, сейчас они прошли, и я не вижу желания властей решать проблемы. А они действительно очень серьезные. Так, у туроператоров сложные времена, банкротства продолжаются, и этот процесс не останавливается. Между тем на рынке полно непрофессионалов, которые ни за что не отвечают и даже не стремятся получить прибыль. Сейчас здесь работает много жен или детей обеспеченных людей, которым дают денег на самозанятость. Они не разбираются в бизнесе и не дают никаких гарантий туристам», — сетует директор представительства «Натали Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер.
«Закон никак не решает гораздо более серьезную проблему рынка — обилие мелких турагентств, которые зачастую работают по-черному, разрушают рынок безумным демпингом или вовсе являются мошенниками. К таким компаниям тоже обращается много клиентов, которые потом не могут рассчитывать вообще ни на какие компенсации», — добавила О. Гуляр.
Кроме того, по ее словам, после такого количества поправок так и не разработаны меры, которые позволяли бы вовремя предупреждать банкротство туроператоров. Эксперт сомневается, что фонд будет управляться настолько эффективно, что все пострадавшие туристы будут немедленно получать компенсации.
По мнению О. Хигера, законодатели отказались от ряда решений, которые действительно могли бы разрешить ряд проблем. К примеру, таковым является поручительство турагента от оператора. Благодаря такому шагу с рынка ушли бы непрофессионалы.
«Сейчас нет ни лицензирования, ни порога вхождения. К примеру, если ты хочешь продавать авиабилеты, ты должен заплатить деньги авиакомпании и заключить с ней договор. В туристическом бизнесе этого нет», — сетует Олег Хигер.
Между тем агенты признают: отказ от поручительств для них — благо.
«Я рада, что нет этого «крепостного права» — с поручительствами работать было бы грустно. Сейчас большая конкуренция на рынке, и это усугубило бы ситуацию. При этом новый закон сократил документооборот. Это меня радует, потому что турагенты сейчас стали очень бюрократизированы», — считает директор ООО «Инна-тур» Инна Аверьянова.
«Уже на протяжении более 10 лет мы, игроки рынка, так надеялись, что когда-нибудь получим закон, который будет работать на наши интересы и интересы клиентов. Жаль, что мы такого закона не дождались. На самом деле России нужно перенимать европейский опыт организации туристической отрасли, когда на рынке действует несколько крупных туроператоров и круг уполномоченных ими агентств. Европейский турист всегда уверен в надежности компании, с которой едет на отдых», — заключила О. Гуляр.