Рынок сувенирной продукции в Екатеринбурге пока оставляет желать лучшего. Сфера очень узкая, востребованность низкая; как правило, компании производят сувениры региональной тематики только под заказ. Все надежды — на грядущие крупные мероприятия, такие как чемпионат мира по футболу — 2018 и «ЭКСПО-2020». В надежде хоть как-то оживить отрасль администрация города решила провести конкурс рекламно-сувенирной продукции.
В Екатеринбурге практически не развит рынок сувенирной продукции с тематикой Урала и его столицы. Кроме камня, навскидку трудно вспомнить еще хотя бы одно популярное направление в сувенирке, которое активно развивается на сегодняшний день и приносит городу реальную и позитивную узнаваемость. Производители хором заявляют: изготовление уральской сувенирки возможно только под заказ.
Сувениры, представленные на рынке Екатеринбурга, не отличаются особой оригинальностьюСувениры, представленные на рынке Екатеринбурга, не отличаются особой оригинальностью Впрочем, в муниципальном учреждении «Столица Урала» заверяют, что не все так плохо. По словам главного специалиста отдела по взаимодействию со СМИ и стратегического анализа МБУ «Столица «Урала» Алисы Тулисовой, производство сувенирной продукции в Екатеринбурге властями особо не регулируется и развивается соответственно спросу.
«Пристально производство сувенирной продукции у нас в городе властями не регулируется. Внимание этому уделяется при помощи организации конкурсов сувенирной продукции. В прошлом конкурсе у нас победила сувенирная посуда с нанесенным на нее QR-кодом, в котором была зашифрована фотография здания администрации. Мы следим за тенденциями, которые есть в этом бизнесе, стараемся идти в ногу со временем. Есть традиционные варианты сувенирной продукции: тарелки, кружки, магниты, разумеется — камень. Популярны футболки с самыми разнообразными принтами — логотипами Екатеринбурга, наборы открыток, путеводители. Это достаточно широкий ассортимент, и он регулярно пополняется», — рассказала она.
По мнению начальника отдела производства и распространения сувенирной продукции муниципального бюджетного учреждения «Столица Урала» Сергея Наполова, направление нужно активно развивать, чтобы оно окончательно не приняло вид уличной торговли с лотков, стоящих неподалеку от УрГЭУ-СИНХ. Большие надежды в этом плане возлагаются на грядущий чемпионат мира по футболу и выставку «ЭКСПО-2020». А пока основными линейками остаются камень и литье из латуни.
Камень по-прежнему остается самым популярным направлением в сувенирной продукции в Свердловской областиКамень по-прежнему остается самым популярным направлением в сувенирной продукции в Свердловской области«Нужно развивать символику, иначе мы просто уйдем на уровень лоточной торговли. В последнее время иностранцы более заинтересованы в сувенирах с технологическим уклоном, связанных с мобильными телефонами, сайтами, 3D-картами, — соответственно, все это появляется на рынке. Есть надежда, что такие крупные мероприятия, как чемпионат мира по футболу, «ЭКСПО-2020», будут проходить в нашем городе, что позволит заниматься сувениркой по-взрослому. По производству сувенирной продукции у нас есть несколько направлений. Это местные, областные предприятия; крупные фирмы, работающие под заказ; и Китай. Конечно, таких популярных направлений, как легендарная гжель, у нас пока нет. Из своих, уральских направлений все же лидирует камень и литье из латуни, бронзы. Может быть, в связи с грядущими событиями мы по-настоящему станем городом, у которого есть своя сувенирная продукция международного класса. Появится потребность — появится и предложение. А пока потребность у нас небольшая, разовая. Скромный въездной туризм определяет и узкий сувенирный рынок», — рассказал УрБК Сергей Наполов.
Стоит отметить, что ни в одной из шести опрошенных нами компаний ни разу не сталкивались с заказами на производство сувениров со слоганом «Возможности без границ». А ведь еще в прошлом году именно он был признан официальным презентационным месседжем Екатеринбурга.
«Слоган «Возможности без границ» постепенно внедряется в производство, это сложный, кропотливый процесс. Но мы стараемся контролировать ситуацию. Пока, к сожалению, популярных сувениров с этой символикой нет», — сказала Алиса Тунисова.
Как рассказали в нескольких компаниях, занимающихся производством сувениров в Екатеринбурге, спрос на продукцию с символикой региона невысок, поэтому подобные изделия изготавливают только под заказ.
Соответственно, властям есть над чем работать, чем они и занялись. Администрация города проводит конкурс для рекламщиков с целью продвинуть образ уральской столицы. Результаты конкурса станут известны в ближайшее время, а победители смогут реализовать свою идею в качестве заказа на выпуск серии сувенирной продукции.
«На данный момент основной акцент идет на производство сувенирной продукции с символикой чемпионата мира по футболу. Посмотрим, какие сувениры придут у нас в этом году в связи с «ЭКСПО-2020», чемпионатом мира по футболу. Надеемся, у производителей поменяется видение того, какие должны быть сувениры. И уже по результатам конкурса совместно с заявочным комитетом мы будем как-то корректировать, подсказывать, предлагать какие-то варианты нашим местным поставщикам, чтобы быть во всеоружии при подготовке к таким масштабным мероприятиям», — рассказали организаторы конкурса — МБУ «Столица Урала».