Обзор прессы
16.04.2012

«Уральский рабочий» и Елена Мационг: Неправильный бутерброд

Вопрос о колбасе, похоже, так и продолжает оставаться краеугольным, несмотря на то что полки отечественных магазинов ломятся от обилия мясных продуктов, и в них уже давным-давно нет очередей.

Проблема в том, что две трети всех колбас в регионе можно считать подделками, не взирая порой на то, каким солидным предприятием они в действительности выпущены.

Так, последние данные исследований специалистов регионального Управления Роспотребнадзора показали, что 73,7% проб колбасных изделий, взятых в торговых учреждениях области, содержат несанкционированные включения и признаны не соответствующими требованиям нормативных документов. Чаще всего это такие традиционные для колбасных фальсификатов ингредиенты, как соя, крахмал, и каррагинан (гель-загуститель). Сами по себе эти составляющие не опасны для здоровья, но не заявлены на маркировке и служат главным образом для физического замещения объемов полноценного мяса в изделии, а следовательно — снижают его питательную ценность. Показательно, что в подавляющем большинстве эти колбасы «позиционируются» как изготовленные по ГОСТу. К слову, как признаются специалисты Роспотребнадзора, сегодня технологии пищевого производства достигли такой степени изобретательности, что в колбасе может присутствовать всего 3—4% натурального мяса, все остальное — его заменители. И такие изделия есть на прилавках области. Но если производитель честно предупреждает об этом на этикетке, указывает, из чего изготовлена колбаса, ничего крамольного по закону в этом нет. Выбор исключительно за потребителем — покупать такую колбасу или нет.

Исследования мясных консервов демонстрируют чуть более обнадеживающие результаты. Не соответствуют требованиям нормативных документов 44,8% взятых проб. Но при этом удельный вес выявленного фальсификата оказался в 1,4 раза выше, чем еще год назад. Примерно половина мясных консервов (46,8%) не соответствуют нормам по физико-химическому составу — массовой доле и соотношению содержащихся в них белка и жира.

При этом производится фальсифицированная продукция далеко не в подвальных условиях — в числе изготовителей на этикетках значатся широко представленные бренды крупных мясоперерабатывающих комбинатов как уральского региона, так и всей России.

Еще один из традиционно подвергаемых подделкам продуктов — это масло коровье. Проверки специалистов Роспотребнадзора показали, что массовая доля его фальсификата на рынке достигает 65,6%. В половине случаев молочный жир заменяется в таком масле жирами немолочного происхождения — разного рода растительными. По большому счету, такой продукт должен именоваться спредом и стоить соответственно в 2—3 раза дешевле, но производитель умышленно пишет на упаковке «масло» и извлекает из нехитрой «лингвистической операции» вполне ощутимую выгоду. При этом, как показывают данные анализа, удельный вес поддельного масла коровьего, реализуемого в торговых учреждениях региона вырос за год в 1,4 раза.

Вообще, как признаются в Роспотребнадзоре, тройка лидеров — продуктов, которые популярны у изготовителей подделок, остается практически неизменной на протяжении ряда лет — кроме колбасы и масла это разного рода консервы — от молочных до рыбных. При их изготовлении, во-первых, проще скрыть фальсификат в огромной массе реализуемых продуктов, и во-вторых, получить максимальную прибыль в силу их наибольшей востребованности на рынке.

При этом уверенные позиции в рейтинге некачественных продуктов сохраняет в последнее время свежемороженная рыба и кура.

— Результаты исследований мяса куры доказывают, что ситуация сложилась неудовлетворительная, — отмечает пресс-секретарь ведомства Наталья Лукьянцева. — Массовая доля влаги, получаемой при разморожении куры, в иных случаях превышает норму в три и более раза. Так, при допускаемых нормативах в 4% от массы продукта вода может достигать 15,4%. В результате потребитель вводится в заблуждение относительно его массы и фактически платит деньги за воду.

Иными словами, покупатель переплачивает порядка 3—10% от стоимости. Примерно такая же ситуация, по признанию экспертов Роспотребнадзора, складывается и с рыбой, а также с так называемыми объектами нерыбного промысла: моллюсками, ракообразными и другими. Не соответствует заявленной на маркировке информации 40% взятых проб.

Показателен пример проверки, проведенной специалистами в одном из крупных торговых предприятий региона. На предмет соответствия заявленным требованиям по качеству было исследовано 60 проб пищевых продуктов. Из них 34 пробы (56,6%) оказались несоответствующими требованиям нормативных документов. В результате лабораторных исследований были забракованы все те же масло коровье, консервы молочные — по причине замены молочного жира жирами немолочного происхождения, колбаса и консервы мясные — по заниженному содержанию мяса и жира, белка, несоответствия нормам консистенции продукта. Что в целом подтверждает общую статистику проверок, проводимых в предприятиях торговли области на протяжении года.

Комментируя ситуацию, ученые, специалисты по питанию, отмечают, что отравиться такими продуктами, конечно, нельзя, но и ожидаемой пользы они не приносят.

— На прилавки попадает продукция, которая прошла предпродажный контроль, — отмечает Светлана Поплавская, старший преподаватель Уральской медицинской академии. — Есть ее можно, но стоит задуматься, какого результата вы хотите добиться. Половина продуктов в магазинах хоть и пригодна для питания, но не очень полезна. Особенно, когда потребителей вводят в заблуждение и не указывают на этикетке достоверный состав продукта.

Чтобы обеспечить здоровое питание, специалисты советуют в принципе избегать употребления технологически обработанной пищи и полуфабрикатов. Покупать цельное мясо, рыбу, овощи и фрукты. В таком случае негативное воздействие продуктов на организм будет сведено к минимуму.

Валентина Неганова, доктор экономических наук, зав. сектором агропродовольственной политики Института экономики УрО РАН:

— Для товаропроизводителей самое главное — это себестоимость продукции. Поэтому понятно их стремление включить в состав продукта составляющие как можно меньшей стоимости, искать заменители и таким образом завышать цену готового изделия порой в 3—5 раз. Как это бывает в случае со сливочным маслом, сгущенным молоком, колбасами. Во многом этим и объясняется такая существенная доля фальсификата на рынке.

В свою очередь предприятия торговли, если их устраивают условия поставки продуктов, если стабильно выполняются условия договора, как правило, готовы предоставлять место на полке такого рода товарам. Поскольку для ритейла определяющим чаще является, кто из поставщиков предлагает более выгодные условия. Тем более что в ассортименте в магазинах как правило, присутствуют и более дорогие — качественные продукты, и те, цена которых заставляет задуматься об их составе. Ритейлер думает, что потребитель сам в итоге выберет, какие продукты ему покупать.

При этом данные проводимых нами исследований доказывают, что потребители в массе своей пока не очень заботятся о своем здоровье. Культура питания в нашей стране еще только начинает формироваться. Скажем, из двух баночек сметаны на полке большинство покупателей выберут ту, что подешевле. Причем, даже не потому, что не хватает денег. А потому, что в системе их ценностей деньги им нужны на что-то более, по их мнению, важное. Здоровое питание, по данным опросов, пока стоит далеко не на первых позициях. Пока важнее — работа, карьера, заработок и т.д. До сих пор сильны стереотипы, особенно среди представителей старшего и среднего поколения: главное — накормить семью, удовлетворить потребность в продуктах. А из чего они состоят, далеко не всегда важно. К тому же и информация на маркировке если и присутствует, то прочитать ее бывает практически невозможно — очень мелко, мало что рядовому потребителю понятно. При этом известен прием: то, что посвежее, продавцы закидывают на полку подальше.

Думаю, ситуация будет коренным образом меняться в ближайшие годы. Это связано со вступлением России в ВТО. Хотят производители того или нет, но они вынуждены будут изготавливать продукцию по тем стандартам, которые действуют в этой организации. Скажем, порошковое молоко можно будет называть только молокопродуктом. Классификация будет идти не по жирности, как у нас сегодня, а по содержанию белка — наиболее ценного компонента. То же самое касается и мясопродуктов. Нужно будет строго придерживаться стандартов — «рога и копыта» нельзя будет назвать мясом. Принципиальная разница будет введена между охлажденной и замороженной продукцией и т. д. Думаю, потребитель однозначно выиграет, а вот товаропроизводителям придется основательно задуматься.

Прочитать материал полностью: http://uralsky-rabochi.ru/consumer/4382/
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
28.03.2014 В Свердловской области удельный вес забракованной молочной продукции в 2013 году превысил 9%

УрБК, Екатеринбург, 28.03.2014. В 2013 году удельный вес забракованной молочной продукции в Свердловской области, ...

13.05.2013 Доля фальсификата на рынке молочной и мясной продукции Свердловской области превысила 6%

УрБК, Екатеринбург, 13.05.2013. По данным надзорных мероприятий, проведенных управлением Роспотребнадзора по ...

21.12.2012 В сети продуктовых магазинов «Магнит» продавали некачественную колбасу и алкоголь

УрБК, Екатеринбург, 21.12.2012. С 17 сентября по 12 ноября 2012 г. специалисты свердловского Роспотребнадзора провели ...

02.07.2012 METRO, «Кировский» и «Монетка» уличены в торговле некачественными молочными консервами

В 2011 году управлением Роспотребнадзора по Свердловской области проверено 19,7 тыс. условных банок молочных ...

22.08.2011 Роспотребнадзор: Число бракуемых в Свердловской области партий мясной продукции минимально

УрБК, Екатеринбург, 22.08.2011. С начала 2011 года специалистами Управления Роспотребнадзора по Свердловской области ...