Идея «развести» торговлю автомобилями и их сервисное обслуживание, о необходимости чего так долго говорили автолюбители, начинает обретать зримые очертания. Федеральная антимонопольная служба официально сформулировала свою позицию по дискуссионному вопросу: практика организации продаж автомобилей и их сервисного обслуживания в одном месте ограничивает конкуренцию. Автодилеры Екатеринбурга к такому повороту событий оказались не готовы и не смогли оперативно прокомментировать инициативы ведомства. Правозащитники инициативы ведомства Игоря Артемьева, напротив, активно приветствуют.
ФАС РФ наконец-то внятно сформулировала свое недовольство сложившимися правилами игры на рынке торговли автомобилями, констатировав: многие автодистрибьюторы обязывают партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания.
«Это требование затрудняет вход на рынок действующих независимых сервисных центров, так как им необходимо осуществлять значительные инвестиции в строительство дилерских центров, для того чтобы получить статус авторизованного сервисного центра и осуществлять гарантийное обслуживание. В результате реализации подобной практики в регионах, характеризующихся высоким спросом, наблюдается дефицит на рынке сервисного обслуживания. Это негативно сказывается на качестве услуг и их стоимости», — говорится в сообщении ФАС РФ.
Ведомство отмечает: дистрибьюторы нередко просто запрещают авторизованным сервисным центрам осуществлять ремонт автомобилей конкурирующих марок, что приводит к ограничению конкуренции на рынках сервисного обслуживания, а также отказывают в заключении договора поставки оригинальных запасных частей и аксессуаров к автомобилям независимым сервисным центрам. Последнее ведет к удорожанию запчастей и аксессуаров.
Первые подозреваемые уже есть: ФАС уже готовится возбудить дела в отношении автодистрибьюторов и дилеров ŠKODA, Hyundai, KIA, JAGUAR, Land Rover, Ford.
Все эти марки широко представлены в Екатеринбурге. «Регион, характеризующийся высоким спросом» — это тоже про нас.
Екатеринбургские автодилеры прокомментировать оперативно возможно новую систему взаимодействия не смогли. Между тем вопросов к ним у надзорных ведомств всегда было немало. Даже на невинных мелочах вроде непредоставления информации о перечне выполняемых работ, ценах и форме оплаты попадались «УзДэу Сервис», «Автоленд Швеция», ЗАО «Гамма», ООО «Независимость Екатеринбург Ф», ООО «СТО Восток», «Глазурит» и другие компании. Как правило, штрафы за такие проступки незначительны, порядка 5 тыс. рублей, и те автодилеры, как правило, активно оспаривают в арбитраже.
Свердловские правозащитники позицию ФАС активно поддерживают. Как отметил вице-президент Всероссийской лиги защитников потребителей Андрей Артемьев, авторизованный сервис при салоне — это навязанная услуга потребителю.
«Ремонтом могут заниматься все желающие, если им удастся получить аккредитацию производителя. Сейчас же налицо ограничение конкуренции. Если ФАС удастся отстоять свою позицию, это будет очень хорошо для рынка», — уверен Андрей Артемьев.
Кстати, правозащитник добавляет, что аналогичные меры давно пора предпринять и на рынке торговли электроникой и бытовой техникой.
Потребители подтверждают: нынешняя система имеет свои изъяны.
«Возьмем тот же «Автоленд». Продажей автомобилей там занимается одно юрлицо, а сервисом — другое. Из-за этого потребитель при неполадках не может предъявить свои претензии ни автосалону, ни сервису», — рассуждает вице-председатель Свердловского областного комитета по защите прав автомобилистов Владимир Селянин.
Впрочем, и сомнения в пользе революционных новаций есть.
«Если ФАС победит, это лишь узаконит те беспорядки, которые творятся на рынке сейчас. Между собой автосалонам и сервисам при такой системе будет удобно, а вот потребителю — нет. Сложность возникает чисто географически. Покупателю придется ехать не в автосалон, а в другое место, что создаст некие сложности. Может дойти до того, что покупателю Ford придется судиться с производителем во Всеволжске», — сомневается Владимир Селянин.
Тем не менее медлить ФАС, похоже, не собирается. Совещание, на котором будут обсуждаться новые отраслевые правила, направленные на развитие конкуренции, решено провести в Москве уже завтра.
УрБК будет следить за развитием событий.
Алена Тымонюк