Обзор прессы
01.02.2012

«Областная газета» и Валентина Смирнова: Не отдыхаешь — накажут

За 20 дней первого месяца нового года на дорогах Свердловской области произошло 208 дорожно-транспортных происшествий, погибло более сорока человек.

Губернаторская программа «Развитие транспортного комплекса Свердловской области на 2011–2016 годы» предполагает значительное увеличение протяженности сети автомобильных дорог регионального значения за этот период. Для этого только из областного бюджета будет выделено более 50 миллиардов рублей. А ещё более двадцати миллиардов — на предотвращение аварийности на них. Эти средства будут расходоваться в рамках другой региональной комплексной программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Свердловской области в 2012–2016 годах».

По мнению серьёзных экспертов, оценивающих причины аварий на трассах, большинство ДТП вызваны психофизическим и эмоциаональным состоянием водителей, в частности, усталостью, следствие которой — подавленность, раздражительность. Особенно это актуально для тех, кто сидит за рулём грузовиков и пассажирских автобусов, следующих по междугородним и международным маршрутам. С одной стороны в этом виноваты работодатели, вынуждающие своих подчинённых перерабатывать по времени и при этом ещё порой и гнать машины на предельной скорости. С другой — сами водители, желающие как можно больше заработать, создающие прямую угрозу для своей и чужой жизней.

Как это предотвратить? В Европе ещё в сороковых годах прошлого столетия по требованию профсоюзов изобрели и установили на грузовиках тахографы — автоматические фиксаторы маршрута и время пребывания шофёра за рулём. В 1970 году в Женеве руководство Советского Союза подписала соглашение об установке на транспортных средствах, занятых в маршрутах дальнего следования, приборов контроля режима труда и отдыха. В 1996 году вышло аналогичное постановление правительства России, претендующей на полноправное членство в экономическом международном пространстве. Своих приборов не было, предполагалась установка зарубежных. Не случилось.

23 января сего года закончился срок оборудования тахографами коммерческих транспортных средств грузоподъёмностью более 3,5 тонн и имеющих более восьми пассажиромест — грузовиков, автобусов, а также «маршруток», определённый новым постановлением правительства Российской Федерации, вступившим в силу 23 сентября 2009 года. Этот же документ обязал до 1 января 2011 года владельцев автобусов, а также грузовых автомашин, перевозящих опасные грузы — и юридических, и физических лиц, оборудовать эти средства производства для получения прибыли бортовыми приборами спутниковой связи ГЛОНАСС.

— Что касается нашего региона, первый этап реализации постановления выполнен практически на сто процентов, — об этом заявили на состоявшейся на днях пресс- конференции в ИТАР-ТАСС-Урал главный специалист отдела транспорта министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Денис Зекунов и генеральный директор ООО «Городская диспетчерская служба» Евгений Зыков.

А вот второй — опять на точке отсчёта. Журналисты узнали, что приборы контроля за режимом труда и отдыха водителей должны быть установлены на 2,5 тысячах пассажирских автобусов городских и пригородных маршрутов. А на вопрос о том, сколько из них уже оборудованы приборами индивидуального контроля, не ответили ни начальник Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Назаров, ни президент Уральской ассоциации представителей автомобильного бизнеса, директор Уральского центра экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте, руководитель регионального тахографического центра «Урал» Геннадий Шахалевич. Цифра названа только в целом по стране — 80 тысяч грузовиков и автобусов. Тоже не впечатляет.

Хотя проверки, по словам участников конференции, неделю назад начаты, но законченного мониторинга пока нет. Проводить их имеют право представители Госавтонадзора в плановом порядке, а также сотрудники ГИБДД. Однако пока без применения штрафных санкций. Владельцу транспортного средства, не имеющего прибора контроля, выдаётся предписание в срок до трёх месяцев изыскать средства на его установку. Кстати, один тахограф стоит не дешёво — 23 тысячи рублей. Впрочем, стоит ли оценивать в деньгах жизнь пассажиров?

Но проблема не только в деньгах. Как рассказал Геннадий Шахалевич, для использования зарубежных и российских аналогов прибора индивидуального контроля на автотранспорте, нужна инфраструктура, которой пока тоже нет. В первую очередь, необходимо обучить руководителей автопредприятий — и не только расшифровывать показания тахографов, но и тому, как просчитать прибыль от их использования. И сами водители должны пройти тренинг, как и сотрудники ГИБДД. Нужно также создать сеть мастерских, которые могут устанавливать тахографы — к использованию допущены пять зарубежных модификаций и два их отечественных аналога, один из которых активно пропагандировал и демонстрировал на конференции представитель московской организации — разработчика. Чтобы изготовить персональные карточки для использования в тахографе (этому изобретению почти восемьдесят лет) москвичи предлагают швейцарское оборудование — своего тоже пока нет. Не устарело ли?

— Бортовые компьютеры с использованием системы ГЛОНАСС для определения местонахождения автомобиля — это, конечно, более эффективный путь. Спутниковая связь позволяет это делать точнее, чем тахограф, — признал Евгений Зыков.

— Тогда второй вопрос. «Областная газета» рассказывала о разработке уральских учёных для определения психофизического и эмоционального состояния сидящего за рулём человека. Это аппаратно-программный комплекс «Экспресс- оценка утомлённого состояния». Есть мнение, что показания тахографа можно «подрегулировать» так, как это выгодно водителю. А уральский прибор предназначен для контроля специалистами, которых, кстати, подготовить проще по причине меньшего количества обучаемых. Прибор прост в применении — на руку одевается клемма-браслет, а на экране компьютера появляются точные данные о том, как давно водитель отдыхал.

— Постановление российского правительства должно было предусмотреть несколько вариантов применения контрольных приборов, с учётом возможности внедрения новых технологий. Но, к сожалению этого не произошло, — откровенно прокомментировал ситуацию мой собеседник.

— Разработки наших земляков нам известны, — продолжил разговор на тему создания условий для добросовестной конкуренции в нашей стране Сергей Назаров. — Но пока они не будут включены в общероссийский и европейский реестр, использование их затруднительно. После вступления России в ВТО на гармонизацию отечественного законодательства отведено семь лет.

Третье мнение высказал руководитель Программы развития систем личной и коллективной безопасности, предполагаемой разработчиками прибора «Экспресс- оценка утомлённого состояния» Олег Половинкин:

— В методических рекомендациях по проведению предварительных осмотров транспортных средств, действующих в России, чётко указано, что юридическое лицо, то есть предприятие, и орган местного самоуправления вправе ввести дополнительные меры и нормы безопасности, связанные с медицинским контролем состояния водителя. Это очень хорошо видно на примере УГМК, где создана и уже десять лет существует первая служба психологической разгрузки. Мы за год протестировали по своей технологии семь тысяч человек, и добились снижения аварийности на 34 процента.

Такие приборы предлагается иметь на всех пунктах осмотра автотранспорта при въезде и выезде из населённого пункта, на предприятиях. Руководителям предприятий отправляются уведомления о о нарушителях графика отдыха, потенциальных нарушителях ПДД. А фамилии таких водителей вносятся в базу данных, и при повторном осмотре с негативным результатом наказание несёт не только нарушитель, но и его руководитель. Вплоть до лишения предприятия заниматься транспортными перевозками.

Эта методика могла бы стать основой концепции национальной безопасности на транспорте. Программой уже заинтересовалась уральская медицина катастроф, в модуле которой на выставке «Иннопром-2010» посетители могли опробовать уральскую систему экспресс-оценки психофизического состояния водителей. По словам Владимира Половинкина, эта организация готова провести первое совещание по результатам использования разработок земляков.

Прочитать материал полностью: www.oblgazeta.ru/news.htm?top_id=4211
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
10.04.2014 Груз на плечи: аграриев обязали устанавливать тахографы

С 1 апреля вступил в силу приказ Минтранса РФ об обязательном оснащении тахографами коммерческих автомобилей, прежде ...

09.04.2014 Фермеры против абсурда: обязательная установка тахографов грозит аграриям миллионными расходами

С 1 апреля вступил в силу приказ Минтранса РФ об обязательном оснащении тахографами коммерческих автомобилей, прежде ...

04.04.2013 В Свердловской области 40% транспортных средств, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки, не оборудованы тахографами

УрБК, Екатеринбург, 04.04.2013. Несмотря на то, что с 1 апреля этого года все транспортные средства компаний, ...

01.02.2012 «Уральский рабочий» и Дарья Харина: Черный ящик для автобуса

23 января в силу вступил закон, согласно которому весь транспорт, осуществляющий коммерческие перевозки, будет оснащен ...

01.10.2009 «Областная газета» и Евгений Вагранов: «Безопасность: нужны новые подходы»

Нарушения транспортного законодательства на междугородных перевозках, а также рост ДТП на городском пассажирском ...