Груз на плечи: аграриев обязали устанавливать тахографы
С 1 апреля вступил в силу приказ Минтранса РФ об обязательном оснащении тахографами коммерческих автомобилей, прежде всего тяжелых грузовиков и автобусов. Сам по себе тахограф — это прибор, предназначенный для регистрации скорости движения транспортного средства и протяженности пройденного пути, а также режима труда и отдыха водителя. Поправка, призванная обеспечить транспорт этими устройствами больно ударила по сельхозпроизводителям, которые теперь вынуждены устанавливать приборы на производственный транспорт. Фермеры жалуются на абсурдность данного приказа, а свердловские парламентарии пишут в ведомство с просьбой скорректировать поправки, однако пока ситуация не улучшается.
Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 года № 273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» обязал организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, устанавливать тахографы. Согласно приказу, до 1 апреля 2014 года приборами необходимо оснастить грузовики массой свыше 3,5 т, перевозящие опасные грузы, до 1 июля — автобусы для перевозки более 8 человек, до 1 сентября — остальные грузовики массой более 15 т, а до 1 апреля 2015 года тахографы придется установить на грузовики массой от 3,5 до 12 т.
Приказ, предназначенный контролировать режим труда и отдыха дальнобойщиков и водителей междугородных автобусов, крайне болезненно сказался на сельхозпроизводителях, дальность маршрутов которых не превышает 100 км. Аграрии в один голос отмечают бессмысленность законодательного акта.
Как сказал председатель Союза фермеров Свердловской области Андрей Савченко, сейчас это является основной головной болью для аграриев.
«Оборудование одной единицы транспорта тахографом стоит порядка 70 тыс. руб. плюс обслуживание. Для всех фермеров Свердловской области это тянет на 190 млн руб. — это серьезная проблема, у нас нет таких средств. Самое главное, что установка тахографов ничего за собой не несет, это просто выкачивание денег. Мы обращались в Законодательное собрание, Людмила Бабушкина подписывала письмо министру транспорта. Обещают, но пока сдвига никакого нет. Тебя остановили на посту: либо давай 2,5 тыс., либо иди ставь тахограф», — возмущается представитель фермерского сообщества.
Директор сельскохозяйственного производственного кооператива «Битимский» Михаил Мальцев отмечает, что вопрос очень сложный, а некоторые автомобили стоят дешевле тахографа и даже не выезжают за территорию предприятия более чем на 25 км.
«Пока тахографы установили на 5 машин, вышло около 300 тыс. руб. В результате вместо того, чтобы инвестировать деньги во что-то стоящее — улучшение условий труда или жилье для молодежи — мы тратим на эту ерунду», — сетует глава кооператива.
Автобусы, которые на предприятии оборудовали тахографами, курсируют по его территории: утром отвезли рабочих, вечером привезли, говорит Михаил Мальцев. Смысл данного приказа не понимают даже в областном министерстве АПК, недоумевает он.
«Кто-то пролоббировал идею изготовления и установки тахографов на транспорт и все, давай всех подряд мести. Очень много моментов, на которые просто приходится тратиться, зная, что это никому ничего не дает: ни сельхозпроизводителям, ни государству, ни человеку», — жалуется аграрий.
«Для селян это абсурд! У нас маршруты в крайнем случае до 100 км. Кто-то это пролоббировал, а нам теперь расплачиваться. Причем мы тахографы купили, но оказались не те, и теперь их придется менять. Самое главное, что это никому не надо, карточку посмотрят и все! Это просто сбор денег», — возмущается председатель СПК «Килачевский» Анатолий Никифоров.
Председатель комитета областного Заксобрания по аграрной политике Илья Гаффнер рассказал, что по данному вопросу в Минтранс писали уже несколько раз, предлагая пересмотреть суть приказа и разделить коммерческие и внутрихозяйственные перевозки.
«Одно дело, если везешь что-то продавать, и другое — если машина едет по федеральной трассе, но по производственной необходимости. Эти моменты необходимо разделять. Последний раз писали в этом году, сейчас ждем ответа», — заключает депутат.
Как ранее отмечал председатель правительства региона Денис Паслер, в этом году планируется увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции на 18%, чтобы максимально обеспечить внутренний рынок местными продуктами. Однако сейчас, в преддверии посевной, когда растут производственные расходы, сельхозпроизводители будут вынуждены направить немалую часть своих средств на бессмысленные цели. Естественно , это отрицательно скажется на производственной составляющей.