На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил IT-инвестор, управляющий партнер компании «Прожектор», депутат городской думы Екатеринбурга Леонид Волков. — Леонид, как сейчас развивается Уральский IT-кластер?— IT-кластер в настоящее время продолжает существовать и развиваться, но в виртуальном состоянии. Сейчас уже стало окончательно ясно, что правительство области не собирается оказывать никаких мер поддержки — их нет в бюджете на следующий год. Перед 2011 г. были еще мечты, что областное правительство проинвестирует IT-парк, то есть сможет выделить для айтишников какое-то помещение. Эта идея угасла вместе с бюджетом на 2011 г. А вместе с бюджетом на 2012 год угасла надежда на то, что будут хоть какие-то меры поддержки — субсидирование участия в международных выставках или проведения конференций и каких-то обучающих семинаров.
У нас было много разных идей, например, хотели привезти какого-нибудь хорошего профессора к нам в УрФУ. Была даже написана государственная целевая программа по развитию IT-кластера, но все это закончилось ничем. Ни одной копейки на развитие отрасли «мишаринцы» не выделили.
Но это не значит, что IT-кластера не существует. IT-кластер — он в головах, это, в первую очередь, некая общность людей. Есть Дмитрий Калаев, Алексей Костарев, Евгений Шароварин и я, и мы занимаемся организацией разного рода IT-мероприятий. В Екатеринбурге они проходят несколько раз в месяц: «Яндекс старт», «Стартап пойнт», «Хакдей», «Стартап уик-энд» — и это только то, что происходило этой осенью. Проводятся круглые столы, открытые семинары, обсуждения. Есть жизнь, движение, некое комьюнити, в котором и происходит то, для чего задумывался кластер: люди знакомятся, обмениваются идеями, возникают новые проекты, формируются новые команды и так далее.
Кластер виртуален, он не существует ни в виде мер господдержки, ни в виде помещения и стен, но он существует в качестве эффективного объединения. Раз в месяц проходит заседание клуба менторов: опытные успешные люди дают 4–6 проектам детальнейший фидбэк. Это все уникальные вещи, в других регионах ничего подобного нет — ни такого количества мероприятий, ни организованного клуба менторов.
— Помимо комьюнити, создана ли какая-то инфраструктура вокруг него?— Действительно, появились важные элементы инфраструктуры. У нас есть собственное СМИ, и кроме Екатеринбурга подобное СМИ есть только в Москве, даже в Питере нет специализированных электронных изданий по IT-тематике. Это значит, что IT-движение развивается широко. У нас также есть специализирующееся на IT кадровое агентство. То же самое — подобное есть только в Москве. Я думаю, что скоро в Екатеринбурге появится специализированное юзабилити-агентство, и оно также будет первым в России за пределами Москвы. Это будет показателем зрелости кластера.
С точки зрения финансирования, у нас есть первый венчурный фонд, в то время как в других городах-миллионниках своих локальных фондов, которые обслуживали бы местный рынок, нет. Есть всероссийский фонд в Москве, который не фокусируется только на московском рынке, и есть технопарк в Питере. Кроме того, компания «Прожектор» является сидовым фондом, то есть занимается посевным финансированием, и подобных структур в других регионах также нет.
Да, у нас нет формальной структуры, нет IT-кластера, освященного Мишариным или Богданович, но при этом де-факто он существует, есть люди, объединенные общим желанием развития. И все те необходимые элементы инфраструктуры, о которых мы мечтали, которые прописывали в наших бумагах, в итоге возникли сами. Видимо, тут чувствуется влияние магической руки рынка. Другое дело, что все это пока имеет очень скромные объемы и влачит, давайте уже честно скажем, довольно жалкое существование. Понятно, что у нас кадровое агентство, СМИ и венчурные фонды не могут считаться преуспевающими. Однако в целом могу сказать, что инвесторы заинтересовались нашим регионом. С большой вероятностью, они будут мониторить наши уральские стартапы. Велика также вероятность того, что деньги инвесторов пойдут в Свердловскую область. Обычно считается, что этим должно заниматься правительство, но у нас в этом вопросе оказались более эффективны частные структуры.
— Как сейчас развивается компания «Прожектор»?— Портфель «Прожектора» на сегодняшний день сформирован из десяти стартапов. Один из них достиг самоокупаемости, другой заработал первые деньги, еще один проект привлек первые внешние инвестиции. Это три локальных успеха — проекты, у которых появились деньги. У остальных семи есть пока только затраты, но их развитием я в целом доволен, пока никого не отсеял и в ближайшие пару месяцев не собираюсь. Хотя для пары команд уже поставлены критические дедлайны. Это не признак неудачи, это нормальные процессы в жизни инвестора.
— Расскажите о проекте, который привлек внешнее финансирование. Что это за компания?— Это компания Citrea, которая создала технологию для онлайн-редактирования текстов в браузере. Технология может использоваться, например, в работе информационного агентства: один и тот же текст могут обновлять несколько человек в режиме реального времени. Как известно, информационные агентства в освещении событий проигрывают Твиттеру и прочим социальным медиа примерно два часа. Есть журналист, который пусть и очень быстро пишет текст прямо на месте события, отправляет его по электронной почте в редакцию, где материал смотрят редактор и корректор, но в итоге даже в самом оперативном агентстве текст появляется лишь спустя два часа. При использовании новой технологии ситуация выглядит следующим образом: журналист пишет текст в режиме онлайн, прямо за ним тут же бежит корректор, редактор — и текст тут же появляется на сайте. Другой сценарий: идет общение в скайпе, и тут же несколько человек с разных континентов пишут онлайн-протокол встречи. Причем система «помнит» каждую букву и кем она была написана, таким образом, можно отменить все правки, сделанные любым пользователем, вернуться к любому состоянию текста. Разработка пока находится в стадии рабочего прототипа.
— В целом, какова система получения финансирования для IT-стартапов?— У любой компании, которая осознает себя в качестве инфраструктурной, в какой-то момент появляется естественное желание раздавать вокруг себя небольшое количество денег для поддержки тех команд, которые что-то делают именно на их технологиях. А если на их технологиях команда научилась делать что-то очень хорошее и это можно встроить в основную линейку, тогда им уже дают много денег и покупают или эту технологию, или эту команду. Например, Microsoft выгодно, чтобы молодые команды разрабатывали программы, совместимые с Microsoft Office и Internet Explorer. Свои инвестиционные программы также есть у Google, Intel, HP, Facebook, — каждая компания, которая создает продукты, заинтересована еще и в развитии инфраструктуры вокруг них.
Как правило, инвестиционные программы разбиты на две стадии. Во-первых, это гранты — посевное финансирование, безвозвратное. Просто раздаются какие-то деньги, чтобы молодые команды, у которых есть интересные идеи, что-то делали на технологиях компании. Во-вторых, это покупка готовых технологий и команд. Этим такая инфраструктурная компания отличается от венчурного фонда на рынке инвестиций. Венчурный фонд вкладывает деньги в обмен на долю — это суть венчурного бизнеса. Инфраструктурные интернет-компании выступают как стратегические инвесторы, у них нет людей, чтобы заседать в советах директоров той компании, которую они профинансировали, или смотреть за тем, как доли прирастают. Им надо или все, или ничего — им надо покупать готовые технологии, готовые команды, присоединять их к себе. И многие такие компании ведут очень агрессивную политику. Например, Microsoft однажды за год купил 600 компаний — это по две в день.