Предпринимательское сообщество Екатеринбурга обеспокоено дефицитом возможностей для получения бизнес-образования. Эксперты констатируют: несмотря на видимое обилие предложений от колледжей и вузов, получить полноценный диплом с условной специальностью «предприниматель» практически невозможно. Представители вузовского сообщества и властей между тем советуют выпускнику школы не отказываться от классического образования в пользу бизнес-предложений на рынке: это вещи не взаимозаменяемые.
«Начинающий предприниматель или, наоборот, уже поработавший в бизнесе, приходя куда-либо для обучения, не знает, к кому попадет. В нашей области нет вуза, у которого было бы имя в бизнес-сообществе», — выразил мнение предпринимателей директор по развитию ООО «ЭСКО» Леонид Яковлев в ходе круглого стола «Образование и бизнес», прошедшего в Екатеринбурге.
Вузы, в которых интересные для бизнеса дисциплины есть, также имеют свои недостатки.
«Главная проблема связана с качеством преподавательского состава. А именно: налицо дефицит практикующих бизнесменов, готовых поделиться своим опытом», — подчеркнул исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.
Участники встречи подчеркивают: успешных бизнесменов сложно уговорить хотя бы на время стать преподавателями.
«Мотиваций для бизнесменов, успешно развивающих свой бизнес, на самом деле очень мало. Сам человек, как правило, не испытывает желания поделиться опытом. Да и заработная плата в учебных заведениях не является мотивирующим элементом. Зарплата у бизнесмена, занимающегося преподаванием, намного ниже, чем его доход от бизнеса», — полагает исполнительный директор Урало-Сибирского института бизнеса Екатерина Кузина.
Те же, кто, наоборот, хотел бы попробовать себя в новой ипостаси, не всегда подходят вузам и колледжам.
«В процессе сотрудничества с уральскими бизнесменами выявляется масса проблем, зачастую они заключаются в незнании основ каких-то дисциплин и понятий. Например, бизнесмены сами не понимают, что такое финансовый менеджмент, допускают провалы в отчетах. Не умеют и не знают, как пользоваться даже открытой информацией. Например, не понимают, на какие вопросы может ответить тот или иной комитет в администрации города или области. Вообще, без классического образования нет необходимой широты кругозора. Не стоит заменять бизнес-образование на классическое. Они не взаимозаменяемы», — отметил главный специалист комитета промышленной политики администрации Екатеринбурга Дмитрий Мамин.
Но и классическое образование как базис — не панацея.
«В современной России налицо тенденция к профанации учебного процесса в классических вузах. Что-то недополучая там, начинающий бизнесмен пытается восполнить свои пробелы путем посещения разного рода бизнес-школ и специальных курсов. Но они, как правило, учат лишь тому, как себя вести в деловом сообществе и как развивать уже работающий бизнес», — отмечает М. Мальцев.
Впрочем, и качество разного рода бизнес-тренингов, по общему признанию, оставляет желать лучшего, да и уверенности в том, что попадешь к грамотному специалисту, тоже нет.
«Нельзя научить быть предпринимателем. Данный вид деятельности — это образ жизни, предпринимательство — это черта характера, определенный тип личности. Вузы и бизнес-школы могут дать какие-то инструменты для открытия и ведения бизнеса, могут научить пользоваться ими», — уверен заместитель председателя Ассоциации предпринимателей Урала Александр Гнилоквас.
В результате дискуссии родилось два наиболее если не оптимальных, то наиболее реальных варианта совмещения бизнеса и образования.
«Я долго не могла определиться с тем, чего я хочу в жизни. Меня привлекали разные сферы, но остановить свой выбор на чем-то конкретном я не могла. Совершенно случайно я выиграла путевку на Канарские острова. С тех пор я определилась: хочу заниматься туризмом. Для начала я поработала в этой сфере — была менеджером в туристической компании. За некоторое время я разобралась в бизнесе и решила открыть свой. Поэтому начинающие предприниматели обязательно должны поработать в сфере, в которой они хотят начать свое дело», — уверена директор турагентства Наталья Богданова.
«В первую очередь необходимо получить классическое образование. Затем, если есть силы и возможности, открывать свое дело. Заниматься бизнесом 1–3 года. И только потом, когда накопятся вопросы, появится потребность в ответах и в развитии бизнеса, нужно получать бизнес-образование», — считает руководитель Инфраструктурного хаба Свердловской области Максим Годовых.