Обзор прессы
19.10.2011

«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова: Бензин нынче дорог

Почему даже ФАС не в силах сдержать цены на нефтепродукты.

Для российского обывателя остается неразрешимой загадка, почему в нефтедобывающей стране цены на бензин столь высоки. А самое главное, почему они растут вне зависимости от конъюнктуры мирового рынка: даже если на всей планете стоимость горючего резко падает, в России она все равно ползет вверх!

Спрашивать аналитиков об этом бессмысленно: всякий раз они озвучивают разные причины российской бензиновой аномалии. То начнут рассуждать о внезапно нагрянувшей посевной, которая оттянула на себя стратегические энергетические ресурсы, то поставят лыко в строку советским нефтяникам, «не там» разведавшим нефтеносные месторождения.

О том, что российская «нефтянка» до неприличия монополизирована, тоже много говорится, но принципиально ничего не меняется — даже при наличии такого мощного регулирующего инструмента, как Федеральная антимонопольная служба. Она почему-то начинает активничать лишь после того, как президент или премьер дадут команду поинтересоваться, а не сговорились ли участники рынка, заломив высокие цены на тот или иной товар. Так было в прошлом году с пресловутой гречкой, так в начале нынешнего разбирались с ценами на авиационное топливо.

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолий Голомолзин, встретившийся вчера с журналистами в пресс-центре ИА «ТАСС-Урал», напротив, считает, что только благодаря ФАС удается обеспечить относительную стабильность на отечественном рынке нефтепродуктов. По его словам, с 2007 года антимонопольщикам удалось взыскать с нефтяных компаний около 15 млрд рублей, что сопоставимо с зарубежной практикой применения санкций по фактам недобросовестным конкуренции. В общей сложности по линии ФАС рассмотрено около 250 дел, еще 80 расследуются в настоящее время. В основном разбирательство проводится по признакам картельного сговора участников рынка или злоупотребления доминирующим положением.

По мнению столичного гостя, Свердловская область по уровню цен на нефтепродукты сравнительно с другими регионами выглядит вполне прилично — уральские автомобилисты покупают горючее на 2—5% дешевле, нежели, к примеру, сибиряки. Это обусловлено присутствием в регионе двух крупных операторов: Лукойла и Газпромнефти. Реально существующая конкуренция не позволяет ценам расти быстрее темпов инфляции, что расценивается антимонопольщиками как положительный момент. В тех областях, где присутствует один крупный реализатор нефтепродуктов, ситуация прямо противоположная.

Российских потребителей в какой-то степени должно обнадежить то обстоятельство, что в середине года ФАС заключила соглашение с нефтяными компаниями, согласно которому они должны реализовать планы по модернизации нефтеперерабатывающих отраслей. Если НПЗ не уложатся в указанные сроки, далее последуют жесткие санкции: оборотные штрафы плюс изъятие средств, полученных за счет повышения цен.

Вместе с тем руководители ведомства уверены, что саморегуляции рынка нефтепродуктов мешает несовершенство российского антимонопольного законодательства, которое нуждается в существенной корректировке. В связи с этим ФАС подготовила и направила в Правительство РФ три проекта. В частности, предлагается устанавливать акцизы в зависимости от цен на внешнем рынке: при высоких внешних ценах устанавливать низкие акцизы и, наоборот. Один из основных постулатов, которые должны найти отражение в поправках, касающихся рыночного ценообразования: внутренние цены не должны быть выше внешних. Ситуация, когда западный потребитель получает российские нефтепродукты по более низкой цене, нежели отечественный, однозначно свидетельствует о перекосах в национальной экономике.

Однако все же не стоит целиком полагаться на бескомпромиссную, законодательно подкованную (в ближайшем будущем) антимонопольную службу. Коллега привел пример: на двух соседних заправках одного и того же оператора действуют разные цены. Въезжаешь в Екатеринбург — одна цена, выезжаешь — другая, на полтинник выше.

Оказалось, для представителей ФАС подобные хитрости — не новость: операторы без всяких на то оснований устанавливают на ходовых направлениях более высокую стоимость горючего. Казалось бы, раз антимонопольщикам все известно, проще простого пресечь нарушения, что называется, на корню. «Напишите нам заявление, будем разбираться», — такой совет получил любознательный коллега.

В общем, защищаться потребителю от монополистов придется прежде всего самому.

Прочитать материал полностью: http://ur-ra.ru/sc/pub_ur.php?pub_select=14529
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
14.02.2011 Участники рынка нефтепродуктов Свердловской области отказываются снижать цены на бензин

Участники рынка нефтепродуктов на территории Свердловской области не спешат снижать цены на бензин. Об этом ...

14.02.2011 Руководитель Свердловского УФАС Татьяна Колотова: Ни один участник рынка нефтепродуктов пока не снизил цену на бензин

УрБК, Екатеринбург, 14.02.2011. Участники рынка нефтепродуктов на территории Свердловской области не спешат снижать ...

27.02.2010 Федеральная антимонопольная служба РФ: В России оптовые цены на нефтепродукты выше, чем цены на соответствующих мировых товарных рынках

УрБК, Москва, 27.02.2010. Федеральная антимонопольная служба РФ подготовила и направила в Правительство РФ, ...

19.06.2009 «Областная газета» и Анатолий Горлов: «Октановые сюрпризы»

За последние две недели цены на автомобильное топливо в регионах России выросли в целом на 11 процентов. На ...

02.02.2009 ФАС РФ: Снижение экспортных пошлин на нефтепродукты не должно вести к росту цен на внутреннем рынке

УрБК, Москва, 02.02.2009. «С 1 февраля 2009 года в Российской Федерации снижаются экспортные пошлины на нефть и ...