Прошедшим воскресным вечером в Екатеринбурге произошло два знаменательных события: в аэропорту Кольцово произвёл свой завершающий рейс самолёт авиакомпании «Уральские авиалинии» Ту-154М и… пошёл первый снег.О снеге больше сообщить нечего: через пару минут будто его и не было. А вот о самолёте стоит рассказать подробнее. Он прилетел из Ямбурга. Пассажиры — нефтяники-вахтовики — были немало удивлены такой помпезной встречей: лётное начальство в парадных мундирах, журналисты, камеры, вспышки объективов. Их мы встречали, а самолёт провожали: в его «лице» авиакомпания прощалась с воздушными судами российского производства. Отныне её команда летает только на зарубежных Airbus.
Провожали с благодарностью и грустью. С 70-х годов прошлого века в Свердловском объединённом авиаотряде, как и во всей советской гражданской авиации, «тушки» составляли основу парка воздушных судов. И не было в воздухе машины надёжней. Ту-154М, приобретённые авиакомпанией в 90-е и начале двухтысячных годов, стали серьёзным трамплином в её перевооружении. «Они поддержали нас во время перестройки, в период кризиса гражданской авиации. Мы тогда купили эти самолёты прямо с конвейера и… оказались на коне. На них начали летать за рубеж из закрытого всему миру Свердловска. На них почувствовали запах международных полётов, привозили любимым женщинам заграничные подарки… И уже имея их, каждый год постепенно начали приобретать эйрбасы. Без трудяг-»тушек» мы бы не смогли этого сделать. Честь им и хвала», — ностальгировал после встречи-проводов самолёта генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов, который, в бытность свою лётчиком, сам держал в руках штурвал «тушки», а будучи генеральным директором во сне летает до сих пор.
И добавил: «Жаль, что уходят от нас эти правильные машины. Это самые безопасные отечественные самолёты, по шуму допущены к полётам в Европу, но, к сожалению, они не экономичны. Много пьют керосина».
И только я представила «кровавую» сцену, как этих красавцев специальным агрегатом режут на части, как Сергей Николаевич поставил жирную галочку в понятие «экономика в авиации»: «Мы их продадим. У этих машин ясельный возраст, и много желающих купить. Они ещё полетают».
После галочки с «тушками» экономические критерии в развитии компании поднимаются на новую высоту. До конца текущего года их заменят четыре Airbus-321, взятые в операционный лизинг в Ирландии. До конца года в парке воздушных судов будет 22 эйрбаса. В ближайшей перспективе — 30, а в отдалённой компания замахивается на Airbus-330: «У них большой модельный ряд, можно выбрать самолёт по нашим потребностям».
Но и это не всё. В Голландии компания подписала контракт на покупку тренажёрного комплекса для подготовки лётного состава, к апрелю 2012 года для него построят помещение. «Делается комплекс специально для нас. Это фантастическая вещь за фантастическую цену, прямо марсианский аппарат! — не сдерживает эмоций С. Скуратов. — Сегодня подготовка наших лётчиков для работы на иностранных машинах проходит за границей. Обучение одного пилота обходится компании в 50 тысяч долларов. Со следующего года будем готовить спецов у себя».
Такие тренажёры в нашей стране есть только у Аэрофлота, Трансаэро и «Сибири». Теперь будут у «Уральских авиалиний». 16 часов в сутки их будут загружать для «своих», в остальное время — сдавать в аренду. Вообще при коренной смене парка судов кадровый вопрос становится краеугольным в любой авиакомпании. Мало купить дорогие воздушные машины (хотя стоят они немало), надо поменять профессиональную философию лётчика с «тушки» на философию полёта на Airbus. Чтобы было понятно: на последних нет привычного штурвала, есть джойстики. Поэтому учёба учёбой, а и переманиванием опытных лётчиков из других авиакомпаний здесь не брезгуют. Пару лет назад занялись было и подготовкой будущих пилотов со школьной скамьи. Школа юных лётчиков просуществовала год, экзаменом для старшеклассников стал самостоятельный, несколько минут, полёт на маленьком самолёте. Школа закрылась, но, как стало известно, из примерно двадцати ребят (вместе с девчатами) шестеро учатся в лётном училище. Не отдадут же их «УА» в чужие компании. А школу, как заверил генеральный, возродят, но на качественно другом уровне. Экономика как известно, тесно связана и с кадрами, и с безопасностью. На недавнем совещании в Москве, посвящённом повышению безопасности полётов, министр транспорта России Игорь Левитин дал поручение руководству Росавиации, чтобы все российские авиакомпании, летающие за границу, с начала летней программы 2012 года, имели сертификат программы аудита безопасности (IOSA) Международной ассоциации воздушного транспорта. Сегодня этот сертификат, состоящий из почти 900 требований, которым должен соответствовать авиаперевозчик, в России имеют 11 авиакомпаний, в том числе уже несколько лет и «Уральские авиалинии». Так что хотя прощание с «тушкой» для уральских лётчиков грустно, но для экономики компании и её престижа — видимо, необходимо. Не повезло только в этой истории вахтовикам. Отныне этого чартерного рейса в Ямбург не будет. В своё время его открыли по просьбе нефтяников. Качество взлётно-посадочной полосы не позволяет аэропорту в Ямбурге принимать самолёты иностранного производства. С другой стороны, у города появится стимул строить новую полосу, то есть проявить свою экономическую смекалку. Ещё год назад не было приличных полос в таких курортных городах, как Анапа и Минеральные воды. Построили же.
Прочитать материал полностью:
www.oblgazeta.ru/news.htm?top_id=2431