Сотрудники контролирующих органов провели в Екатеринбурге пресс-конференцию по итогам проверок пассажирских автопредприятий Свердловской области. Выводы неутешительны: несмотря на большое количество контролирующих структур и ведомств, порядка на дорогах больше не становится. Перевозчику при этом выгоднее заплатить скромный штраф, чем вкладываться в обеспечение безопасности автомобильного движения.
Последние внеплановые проверки были вызваны тремя крупными ДТП, в которых летом 2011 года погибли 12 человек и получил травмы различной степени тяжести 31 человек.
Как сообщил начальник Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Назаров, по факту одного из трех крупных ДТП, в котором в результате столкновения двух пассажирских автобусов пострадало 19 человек, дело уже передано в суд.
«Виновным в данном ДТП был признан водитель ИП Кузьмичева, предприниматель был оштрафован на 3 тыс. рублей. Нарушениями стали: водитель имеет стаж вождения менее 3 лет, кроме того, был нарушен режим труда и отдыха сотрудника, вследствие которого водитель засыпает за рулем. Я считаю, что штраф необходимо повысить до 50 тыс. рублей. И это только на первый раз. За второе нарушение сумма штрафа должна повыситься, причем в геометрической прогрессии», — заявил Сергей Назаров.
Ведомство в 2011 году провело 235 плановых проверок и 877 внеплановых, в ходе которых выявлено 2,5 тыс. нарушений. Созданы административные материалы на сумму 1 млн. 150 тыс. рублей.
«Перевозчику легче заплатить штраф в 3 тыс. рублей, чем тратиться на профилактические мероприятия», — признают тщетность усилий контролирующие инстанции.
Органы прокуратуры, в свою очередь, проверили 180 организаций, осуществляющих междугородные автоперевозки. Вывод нельзя счесть утешительным: нет ни одной организации, которая бы работала без нарушений.
«Возбуждено 150 административных дел, в основном касающихся несоблюдения лицензионных соглашений. Также возбуждено 75 административных дел, касающихся ТК РФ. В Арбитражный суд Свердловской области внесено 23 исковых заявления. Кроме того, внесено нарушителям 50 представлений, 10 протестов на нормативно-правовые акты», — заявил начальник отдела по надзору за соблюдением законов в экологической сфере, на транспорте и в оборонном комплексе прокуратуры Свердловской области Сергей Волков.
Основными нарушениями стали: нарушения при прохождении предсменного и послесменного медосмотра; ненадлежащая проверка транспортных средств; нарушения в обеспечении трудового графика водителей. Кроме того, одним из нарушений стало привлечение к работе на транспортном средстве иностранных граждан без оформления. Как отмечают сотрудники прокуратуры, данное нарушение есть не только на внутренних перевозках, но и на междугородном транспорте.
Специалистов по дорожному надзору в плане безопасности проверок также беспокоит качество кадрового состава.
«Средний возраст водителей автобусов — чуть больше 50 лет; порядка 70% водителей — граждане из стран ближнего зарубежья, которые имеют водительское удостоверение, выданное в той стране, из которой они приехали. Как они их получают — большой вопрос. Кроме того, у нас нет преемственности — в группах по обучению водителей категории D недобор. Молодых людей не привлекает работа водителей», — сообщил С. Назаров.
Компании-перевозчики также вызывают опасения. Так называемые «операторы маршрута» имеют в собственности 1–2 автобуса. При этом на маршрут требуется 20 автобусов. Оставшиеся 18 единиц машин автоперевозчики берут со стороны, заключая договор аренды.
«После заключения договора аренды операторы маршрута становятся лишь сборщиками денег», — уверяет С. Назаров.
По его словам, операторов маршрутов необходимо ликвидировать на местном уровне, просто аннулируя лицензии. Однако решение об этом должен принять суд.
В конкурсах для автоперевозчиков также есть свои сложности. Они проводятся один раз в три года. Перед проведением конкурса администрация запрашивает у специалистов по дорожному надзору информацию о перевозчиках. При этом конкурс не выполняет функцию сита, не отсеивает недобросовестных участников. Чтобы зарегистрировать предприятие, надо два дня, для получения лицензии — один месяц.
Также одной из проблем участники пресс-конференции назвали сложности с дисквалификацией нерадивых водителей.
«Решения о дисквалификации на срок три года принимаются также судом, и принимаются очень редко. В 2010 году дисквалифицирован один человек, в 2009 году — двое», — сообщил С. Назаров.
Нередко причиной ДТП становится состояние автодорог. Прокуратура в 2011 году подала 300 исков к администрации муниципальных образований по данному вопросу. Причем проверки показали, что у многих дорог невозможно определить собственника, а следовательно, за ремонт дороги ответственного найти нельзя.
Сегодня в Свердловской области работает около 1,5 тыс. лицензированных автоперевозчиков, которые содержат порядка 10 тыс. автобусов. Сколько работает водителей, отследить сложно, так как скорость внутренней миграции водителей с предприятия на предприятие велика.
«Контроль за автоперевозчиками должны осуществлять Ространснадзор, руководители транспортных ведомств, органы прокуратуры, сотрудники администрации муниципалитетов, занимающиеся транспортными вопросами, ГИБДД. И тогда транспортный вопрос будет подниматься 1 раз в год на итоговом совещании в День автомобилиста. Бороться с нарушениями надо всем миром», — резюмировал С. Назаров.
Оксана Морозова