Свердловское правительство ищет возможности сбалансировать областной бюджет. Чтобы покрыть разницу между доходами и расходами, минфин обратился к банковскому сектору: госзаказ на открытие трех кредитных линий на общую сумму 1,8 млрд. рублей еще на минувшей неделе появился на официальном сайте госзакупок. На данный момент дефицит областной казны составляет 12 млрд. рублей. Скептики утверждают: для того чтобы более-менее нормально прожить будущий год, этого будет недостаточно — слишком велика тяжесть предвыборных обязательств. Однако, несмотря на напряженную ситуацию в бюджете и грядущие выборы, областные власти продолжают тратить деньги не на самые первоочередные задачи.
Традиционно главный финансовый документ области меняется несколько раз в течение года. Так, одно из первых серьезных изменений бюджета произошло в марте и повлекло за собой существенное увеличение расходной части: дефицит вырос с 9,6 до 13,2 млрд. рублей. Тогда помимо средств, выделяемых на строительство ЕКАД, власти решили вложить 150 млн. бюджетных рублей в Корпорацию развития Среднего Урала, 250 млн. рублей выделили на реконструкцию трамплинного комплекса на горе Долгая.
Из последних нашумевших трат — выделение 300 млн. рублей на подготовку заявки на проведение «ЭКСПО-2020» в Екатеринбурге — по сути, на бумажную работу. Несколько дней назад стало известно о том, что 1,5 млрд. рублей потрачено на выкуп акций Корпорации развития Среднего Урала. Часть из них пойдет на организацию откровенно мифического пока высокоскоростного железнодорожного сообщения по маршруту Екатеринбург — Казань — Нижний Новгород — Москва и эксплуатацию выставочного центра «Екатеринбург-ЭКСПО».
Так или иначе, можно констатировать: именно амбициозные проекты областного правительства и постоянные налоговые преференции крупному бизнесу отчасти привели к тому, что дефицит бюджета перевалил за 12 млрд. рублей и сейчас область вынуждена просить взаймы.
В минфине считают, что пока рано бить тревогу, и рассчитывают на рост налоговых поступлений. Насколько оправданны эти ожидания, станет ясно лишь в конце года, однако на всякий случай уже сейчас необходимо готовить все бумаги для возможного займа.
Как рассказала УрБК пресс-секретарь Министерства финансов Свердловской области Арина Батурина, размещение заказа на предоставление кредита — лишь техническая процедура.
«Конкретная информация по доходам поступит в самом конце года, тогда же станет ясно, привлекать заемные средства или нет. В любом случае сейчас идет подготовительная процедура, когда мы объявляем конкурс. Дальше эти средства могут понадобиться, а могут и нет», — пояснила сотрудница ведомства.
Самостоятельный выход области на финансовый рынок можно объяснить еще и тем фактом, что с 2012 года Москва не планирует выдавать регионам кредиты из федерального бюджета.
«Мы оставим бюджетные кредиты только на чрезвычайные ситуации, которые связаны с засухами, лесными пожарами, наводнениями. В следующем году бюджетные кредиты на другие цели выдаваться не будут», — обещал незадолго до ухода глава федерального Минфина Алексей Кудрин.
Пока известны лишь общие параметры условий, на которых руководство Свердловской области готово брать кредиты в коммерческих банках. Средства предполагается привлечь на срок до 760 дней под ставку, предложенную победителями аукционов. Максимальная цена контрактов установлена в размере 8,3% годовых.
Напомним, жива и идея минфина о размещении облигационного займа в размере 1,4 млрд. рублей сроком на три года под 9,2% годовых. Окончательное решение о привлечении или отказе также будет принято в конце года, в случае если собственных доходных источников не будет хватать на покрытие расходов.
Между тем депутаты пока избегают говорить о том, как им удастся решить бюджетную проблему — 2012.
«Обсуждение проекта бюджета уже идет. Прошел первый этап, где обсуждались желания муниципалитетов. На втором этапе пойдет обсуждение областных целевых программ. Бюджет действительно будет непростым. Мы видим, как скачут рынки, но необходимо найти баланс между курсом на модернизацию и социальными программами, не сворачивая их. Средства на позиционирование области, на ее демонстрацию выделять тоже необходимо. Чем больше мы будем рассказывать о себе, чем больше будем демонстрировать себя, тем большую отдачу мы получим», — уверен председатель комитета по промышленной политике Владимир Машков.
«Области необходимо сокращать финансирование проектов, результаты которых мы увидим только в 20–30-х годах. Пока же на «длинные» проекты забирают деньги из краткосрочных программ — к примеру, как забрали 300 млн. рублей на заявку на «ЭКСПО-2020» из программы развития Нижнего Тагила. Это выброс денег в никуда, их никто не вернет. Все эти кредиты отдавать все равно придется, они аукнутся нам в 2013–2014 годах. То, что нам говорит сейчас федеральное правительство, — это тревожный знак для того, чтобы мы на местах не раскатывали губу», — уверен депутат Областной Думы Андрей Альшевских.
Полина Мудрова