Екатеринбург привыкает к перебоям с электроснабжением. В очередной раз без света осталась часть Ленинского района города. Жителям уже не привыкать: такие проблемы у них возникают практически каждый месяц. Энергетики пожимают плечами, ссылаясь на многочисленные поломки, а то и вовсе не реагируют на многочисленные вопросы как горожан, так и общественности. При этом выплачивать им какие-либо компенсации морального или материального ущерба никто не собирается. Модернизировать порядком устаревшие сети тоже пока никто не спешит. Не исключено, что подобные ситуации скоро станут нормой для всего города, а не только для отдельно взятых территорий.
Этой осенью в Екатеринбурге начали возникать проблемы с электроснабжением из-за порывов мощного ветра. В прошлый раз без света на долгое время остался практически весь центр города. Для устранения аварии энергетикам потребовалось больше суток. А между тем, согласно прогнозу МЧС, уже в октябре в Свердловской области возможны нарушения электроснабжения населенных пунктов из-за обрыва или перехлеста проводов на воздушных линиях электропередач при сильном ветре.
Как показало время, это ЧП стало лишь первым в череде неприятностей такого рода для всего города, однако, для жителей Ленинского района, такие случаи уже давно стали неприятной нормой. За минувший год его жители лишались электричества в среднем раз в месяц. В каждом случае ОАО «ЕЭСК», которое занимается обслуживанием сетей, объясняло прекращение подачи электроэнергии различными причинами технического характера. И далеко не каждый раз проблемы были устранены в обещанный срок.
Любопытно, что никто не обеспечивает немедленное восстановление электроснабжения, так как физические лица являются потребителями третьей степени, соответственно, договор не предусматривает такой услуги. При этом, в компании заявляли, что согласно Правилам устройств электроустановок для данной категории потребителей допускается перерыв в электропитании до суток. Таким образом, по мнению энергетиков, предъявление претензий по поводу аварии фактически становится бессмысленным.
Под третью категорию, по сути, подпадают и все коттеджи Екатеринбурга. По соседству с ними, как правило, нет важных промышленных предприятий, военных заводов, объектов связи и телевидения. Кроме того, в поселках не проживают десятки тысяч людей. Поэтому власти не относят их к социально значимым объектам. Совокупность всех этих факторов и приводит к тому, что энергетики имеют право подключать их к сети в последнюю очередь.
Каким образом можно восстановить справедливость и добиться нормального обращения со стороны всемогущих поставщиков электроэнергии? Строительство собственных мини-подстанций — отнюдь не дешевое удовольствие, которое мало кто может себе позволить. Но испытывать постоянные лишения в таких первоочередных и необходимых вещах, как электроэнергия, екатеринбуржцам становится все труднее.
В таких случаях можно и нужно судиться с поставщиками, считает директор МУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» Андрей Артемьев. По его словам, суд обяжет их прекратить постоянные отключения любым способом, вплоть до полной замены оборудования.
«Претензии в этом случае нужно предъявлять, ведь выиграть суд у энергетиков вполне реально. Никто кроме них не может переключить рубильник: для потребителей и управляющих компаний — если таковые имеются — это обстоятельство непреодолимой силы. Если отключения стали частыми, значит, у них безобразное оборудование, и его нужно менять. В любом случае, такие частые отключения — это не нормально», — заявил эксперт.
Как известно, из-за аварийных ситуаций на электросетях люди очень часто лишаются бытовой техники: она попросту сгорает. Но тут суды не всегда имеют смысл, говорит адвокат Иван Кадочников. Есть перспективы судебного разбирательства, если сгорел телевизор, холодильник и прочее. Но данный спор займет в суде общей юрисдикции около года. Кроме того, даже для такого дела пострадавшему необходим квалифицированный юрист, услуги которого также стоят денег, причем таких, что проще купить на эту сумму новую бытовую технику. А после долгих судебных разбирательств будет компенсирована стоимость поврежденной техники и взысканы расходы на представителя в размере 5000 рублей. То есть экономически такого рода спор лишен всякого смысла, полагает специалист.
В ОАО «МРСК Урала» оправдываются: причиной высокой аварийности сетей является их сильная изношенность. Как рассказала УрБК представитель компании Наталья Балдова, из-за законодательных проволочек сети передаются в собственность ОАО «ЕЭСК» медленно и соответственно, их ремонт также занимает много времени. По ее словам, найти виноватого в этой ситуации крайне сложно.
Впрочем, поверить в подобные заявления, зная, какие суммы вращаются на счетах энергетических компаний также нелегко.
Так или иначе, в итоге картина получается неутешительная. Постоянные аварии и медлительность обслуживающих компаний могут нанести серьезный ущерб не только району, но и городу в целом. Отсутствие стабильности в такой важной сфере, как энергетика снижает инвестиционную привлекательность как Екатеринбурга в целом, так и Ленинского района, как динамично развивающейся территории. Инвесторы попросту не захотят вкладываться в развитие бизнеса в городе, в котором нет даже нормального, бесперебойного электроснабжения.
Валентина Попова