Проблемой нехватки вагонов теперь заинтересовалась и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она возбудила дело в отношении компании РЖД, а также ее «дочек» ПГК и ВГК. Антимонопольщики обвиняют РЖД и операторов в ущемлении интересов грузоотправителей.Как сообщил РБК daily источник в ФАС, решение о возбуждении дела против РЖД и ее «дочек» было принято позавчера. Основные претензии антимонопольного ведомства к железнодорожным операторам — отказ в предоставлении подвижного состава грузоотправителям, а также завышение тарифов на грузоперевозки. ФАС больше месяца рассматривала жалобы грузоотправителей (которых было более 30), пояснили в антимонопольной службе. В ближайшее время ФАС направит в РЖД, ПГК и ВГК уведомления о возбуждении дела. По словам заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, если факт нарушения подтвердится, компания заплатит оборотный штраф (от 1 до 15%). В РЖД, ПГК и ВГК не стали комментировать возбуждение дела.
Грузоотправители уже который месяц выражают недовольство ситуацией с предоставлением вагонов. Руководители угольных, металлургических компаний, главы регионов буквально завалили жалобами главу РЖД Владимира Якунина, а также руководителей Минтранса, Минэкономразвития и Минэнерго. В распоряжении РБК daily есть письмо главы Хакасии Виктора Зимина, в котором руководитель региона указывает, что компания «Саянский уголь» не может вывезти уголь с шахты из-за перебоя с поставками подвижного состава со стороны ПГК. «Соблюдение договорных обязательств «Саянского угля» непосредственно отражается на доверии инвесторов и промышленников к региону», — подчеркивает г-н Зимин.
«Из-за ухудшения управляемости вагонами снижается объем перевозок, — констатируют в одной из угольных компаний. — Причем сама система выстроена таким образом, что грузоперевозчику апеллировать не к кому». Если ситуация в сети РЖД останется прежней, то к 2014 году грузоперевозки будут просто парализованы, говорят грузоотправители.
Проблему дефицита подвижного состава уже больше месяца пытаются решить и в правительстве. Источник РБК daily, близкий к Белому дому, сообщил, что в Минэкономразвития и Минтрансе регулярно проходят совещания, на которых пытаются решить вопрос с управлением вагонами. В них помимо чиновников участвуют грузоотправители, операторы и РЖД. Однако пока эффективной схемы управления вагонным парком выработать не удалось. «Снижение управляемости вагонами во многом произошло из-за того, что РЖД внедрили агентскую схему, — продолжает источник. — Она не была предусмотрена целевой моделью развития рынка железнодорожных перевозок. Таким образом, у крупных грузоотправителей степень удовлетворенности заявок сегодня 60%, а в малом и среднем бизнесе — 30%. Это значит, что 40% грузов в стране своевременно не вывозится».
По словам заместителя гендиректора Института проблем естественных монополий Олега Трудова, решать проблему должно государство. «Именно оно было инициатором реформы, в результате которой сложилась такая несовершенная и даже не отвечающая потребностям экономики модель железнодорожных перевозок, — полагает он. — Как показывает мировая практика, ни в одной стране мира государству не удалось уйти от регулирования железнодорожного транспорта».
Прочитать материал полностью:
http://www.rbcdaily.ru/2011/09/14/industry/562949981472878