Временная практика передачи в аренду РЖД полувагонов Второй грузовой компании, похоже, становится постоянной. В правительстве готовы сохранить действующую систему и в следующем году. Окончательное решение по этому поводу еще не принято, но исход дела уже ни у кого не вызывает сомнения. Правда, РЖД все же придется вернуть «дочке» часть парка, а под управлением монополии останется только 80 тыс. полувагонов.О том, что РЖД сохранят за собой право оперирования вагонами своей крупнейшей «дочки» — Второй грузовой компании (ВГК) и смогут продолжать привлекать вагоны частных операторов, РБК daily рассказали участники состоявшегося на прошлой неделе совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича. «Согласовали, что РЖД продолжат управлять парком ВГК, правда, им оставят только 80 тыс. полувагонов», — объяснил РБК daily источник, знакомый с ходом обсуждения. Это еще не окончательное решение, уточнил он, его должны утвердить к 1 ноября.
По словам собеседника РБК daily в РЖД, вопрос с полувагонами ВГК «на 90% уже решен» в пользу госмонополии. Этот механизм был создан для грузоотправителей, и «они полностью поддерживают, потому что внедрение этой системы позволило им ехать», говорит он. В ВГК сообщили, что не будут противиться решению материнской компании.
Идея передачи в управление РЖД вагонов «дочек» была утверждена правительством осенью 2011 года. Причиной послужила ситуация, когда сотни грузоотправителей не могли вывести груз по причине нехватки вагонов и роста цен на их использование. К примеру, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев даже обратился к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву с просьбой помочь вывезти из региона 13 млн т скопившегося на складах угля.
Предполагалось, что РЖД арендуют не менее 200 тыс. полувагонов ВГК и ПГК, однако в итоге ПГК была продана Владимиру Лисину, и РЖД пришлось ограничиться лишь 106 тыс. полувагонами ВГК (20% общероссийского парка полувагонов). Кроме того, РЖД получили право привлекать полувагоны частных операторов на основании аукциона или публичной оферты, однако до сих пор ни одна компания не согласилась на сделку с монополией, объясняя это слишком низкой арендной ставкой — 1003 руб. за вагон в сутки. (Для сравнения, рыночная стоимость вагона в сутки составляет 1300—1400 руб.)
Планировалось, что РЖД будут работать по такой системе до конца 2012 года, а потом вернут все привлеченные вагоны. Однако уже летом стало понятно: монополия не хочет отказываться от новой модели работы. Основным критиком РЖД в этом вопросе стало объединение крупнейших операторов — НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» (СОЖТ) во главе с Сергеем Мальцевым.
Передача вагонов в управление РЖД была лишь временной мерой, задуманной в условиях дефицита подвижного состава и необходимой для перевозки социально значимых грузов, напомнили в СОЖТ. Сейчас проблема с нехваткой вагонов исчерпана, более того, свыше 80% отправок в привлеченном парке приходится на экспортные перевозки, в том числе через порты, то есть не по прямому назначению, рассказывают в партнерстве. При этом по итогам августа средняя скорость этих вагонов из-за систематических ограничений по движению превышает скорость вагонов частных операторов на 87%, указывают операторы. В ПГК отметили, что считают необходимым оставить в распоряжении РЖД лишь 20—25 тыс. вагонов.
Пока риски для ряда грузовладельцев сохраняются, подобную практику необходимо сохранить, пусть даже в сокращенном объеме, говорит Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. По мнению аналитика, за лишние вагоны платить смысла особого нет, а загрузить их работой проблематично, так что решение с 80 тыс. вагонов выглядит вполне логично, считает аналитик.
Примечательно и то, что недавно РЖД заявили о намерении снизить арендную ставку за полувагоны до 900 руб. в сутки. «Теперь у нас есть право менять тариф раз в месяц, и мы этим воспользовались», — сообщил представитель монополии.
Прочитать материал полностью:
http://www.rbcdaily.ru/2012/10/01/industry/562949984827999