Прошлогодний кризис, связанный с доставкой грузов по железной дороге, обернулся для «Российских железных дорог» десятками тысяч претензий со стороны грузоотправителей. Компания признала в отчетности, что количество жалоб в прошлом году выросло почти втрое, а общая сумма претензий перевалила за 7 млрд руб. РЖД заверяют, что больше не допустят повторения подобной ситуации.Прошлый год выдался тяжелым для РЖД: сотни и тысячи грузоотправителей жаловались на проблемы с перевозкой грузов. Заняться этим вопросом пришлось даже первым лицам государства. Так, осенью 2011 года губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву с просьбой помочь вывезти из региона 13 млн т скопившегося на складах угля. «Вагоны есть, вывезти не можем», — сетовал Тулеев. «В прошлом году в РЖД был страшный коллапс, груз доставлялся на неделю, а то и 1—1,5 месяца позже положенного срока», — рассказывает глава НП операторов железнодорожного подвижного состава, объединяющего малых и средних операторов, Ольга Лукьянова.
В самих РЖД существенное снижение пропускных способностей железных дорог объясняли приростом парка вагонов и огромным количеством частных операторов, с возникновением которых, по мнению компании, участились случаи встречных перевозок порожних вагонов (60 тыс. в сутки). В то же время протяженность железнодорожной сети на протяжении многих лет практически не менялась, а 6 тыс. км занимают так называемые узкие места, указывают РЖД. Еще одной причиной возникшего коллапса в госмонополии считают неоперативность самих грузоотправителей, которые доставляли вагоны с просрочкой.
Масштаб прошлогодних проблем стал известен только сейчас. Как следует из опубликованной отчетности РЖД, в прошлом году по вине компании из 17,56 млн отправок 18,4% грузов прибыли с нарушением сроков доставки. При этом средняя скорость движения грузов в 2011 году снизилась на 27 км/сут. и составила 247 км/сут. (в 2010 году — 274 км/сут.). Как следствие — вал претензий со стороны грузоотправителей. В общей сложности в 2011 году РЖД было предъявлено 126,3 тыс. претензий, что в 2,7 раза больше, чем годом ранее. При этом сумма требований возросла в 2,9 раза, составив почти 7,3 млрд руб. Из них было удовлетворено 41,8 тыс. обращений на сумму 2,07 млрд руб.
Решение существенной части споров переместилось в арбитражные суды: по данным компании, в прошлом году ей было предъявлено 15,4 тыс. исков на общую сумму 6,9 млрд руб. Из них было рассмотрено 10,2 тыс. исков (на 4,19 млрд руб.), по 7107 делам (на 1,51 млрд руб.) решение было вынесено не в пользу РЖД.
В картотеке Арбитражного суда Москвы хранятся сотни исков, предъявленных РЖД различными грузоотправителями за просрочку доставки грузов. Так, в сентябре 2011 года Магнитогорский меткомбинат обратился в суд с требованием взыскать с РЖД 362 тыс. руб., а в октябре с заявлением подобного характера обратился Evraz, общая сумма требований — 570 тыс. руб.
Грузоотправители подтверждают, что проблема со своевременной доставкой груза в 2011 году действительно существовала, однако в будущее смотрят оптимистично, считая, что аналогичная ситуация не должна повториться. «Действительно ситуация с движением на сети железных дорог в прошлом году, особенно в конце лета, была непростая, но мы надеемся на улучшение в текущем году», — заявил РБК daily директор «Уралхим-транс» Всеволод Ковшов. По его словам, решить эту проблему должна расшивка узких мест, а также модернизация инфраструктуры РЖД.
«В этом году действительно полегче, подача вагонов по заявкам агрохимиков сейчас доходит до 92%. Помогло вмешательство Скрынник» (Елена Скрынник, экс-министр сельского хозяйства), — рассказывает исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений Игорь Калужский.
Сейчас в РЖД заверяют, что предприняли все необходимые меры для доставки грузов в срок. «Введен запрет на перемещение порожних вагонов из-под выгрузки без отсутствия заявки на перевозку груза, также привлечен парк вагонов на условиях аренды. Кроме того, предполагается переход к календарному планированию перевозки грузов в соответствии с заявками», — заверили в РЖД.
Алексей Безбородов из Infranews видит причину проблемы в несоответствии пропускной способности железных дорог существующему парку вагонов. «Наша система рассчитана лишь на 1 млн вагонов, тогда как по дорогам СНГ колесят 1.5 млн вагонов», — рассуждает эксперт. Самым простым решением проблемы он считает списание 20—30% изношенных вагонов, принадлежащих крупнейшим операторам, таким как ВГК и ПГК.
Прочитать материал полностью:
www.rbcdaily.ru/2012/07/05/industry/562949984250541