05.08.2011

Кто сильнее тот и прав: Коллекторы Сбербанка на Урале являются к гражданам в 7 часов утра

Перспективы проекта закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» остаются туманными. Роспотребнадзор решительно не поддержал проект документа, посчитав, что он не защищает права потребителей. Свердловские коллекторы с позицией ведомства не согласны и не устают уверять: их бизнес — благо для всех. Впрочем, они открыто признают: явиться к человеку домой в 7 часов утра с претензиями от Сбербанка для них нормальное явление.

Законопроект регламентирует деятельность коллекторских агентств, он, как отмечают разработчики, призван создать законодательную основу деятельности по взысканию просроченной задолженности, которая бы позволила и обеспечивать интересы кредиторов, и защитить права и интересы заемщиков. Как отмечают в ведомстве, в сообщении, прежде всего, этот законопроект — попытка подвести отдельные частные явления на рынке под общее правовое регулирование гражданских правоотношений, попытка придать некий легальный статус коллекторской деятельности, пока практикуемой вне правового поля и исключительно на узких сегментах потребительского рынка, например, в банковском секторе. Юристы Роспотребнадзора напоминают: в Гражданском кодексе РФ нет ни специальных, ни общих норм для коллекторов, как нет «комиссий», «представителей представителя», «взыскателей» и многих других аспектов, которые рассматриваются авторами законопроектов.

В этой связи специалисты Роспотребнадзора пришли к выводу, что привлечение коллекторов лишает граждан государственной защиты, поскольку между коллектором и потребителем нет и не может быть потребительских правоотношений, следовательно, при общении с коллекторами гражданин не может воспользоваться защитными преференциями, установленными для потребителей нормами закона «О защите прав потребителей».

Само коллекторское сообщество пафос ведомства Геннадия Онищенко не разделяет, хотя и признает: работу по созданию правового поля для этого вида бизнеса продолжать необходимо.

«На сегодняшний момент деятельность коллекторов никак не регламентирована. Однако нельзя сказать и что она не находится в правовом поле. То, что они делают, предусмотрено законодательством, в том числе — Гражданским кодексом. Кроме того, есть СРО, которые отслеживают деятельность своих членов», — напоминает председатель совета директоров компании «Юрико» Дмитрий Вершинин.

Впрочем, конкретные примеры недобросовестности коллекторов появляются периодически. Так, некая компания «МБА-Финансы» недавно разослала абонентам «Ростелекома» требование в течение 3-х дней оплатить долг. При этом в сумму долга включались и оплата услуг коллекторов, которая в некоторых случаях превышала размер долга.

Да и методы коллекторов не всегда гуманны. Те же работники компании «Юрико» являются к гражданам домой в 7 часов утра за долгами Сбербанку.

По мнению коллекторов, при росте долгов потребителей, рынок будет лишь расти и закон в скором времени все же придется принять. Однако, позиция Роспотребнадзора экспертам в целом понятна.

«Я поддерживаю Роспотребнадзор, но только в том, что он справедливо обращает внимание на недостатки терминологии закона, его определенную сырость», — считает генеральный директор Центра Развития Коллекторства Дмитрий Жданухин.

«Эгоистичность же проявляется в том, что они заботятся, прежде всего, о том, чтобы отношения между должниками и коллекторами по-прежнему оставались под контролем этого ведомства», — уверен эксперт.

«Единственное, с чем я согласен, коллекторская деятельность — это деятельность за рамками потребительских отношений. Строго говоря, эти вопросы вообще не в компетенции Роспотребнадзора. У нас есть четкая сфера действия закона о защите прав потребителей, когда потребитель приобретает у какого-то лица товары, услуги, но в данном случае потребитель не приобретает товары, услуги, поэтому это вообще не сфера действия потребительских отношений», — полагает партнер Агентства «Интеллект-С» Роман Речкин.

Специалисты уверяют: своей позицией Роспотребнадзор как будто не замечают тех мер защиты должника, которые прописаны в законопроекте. Таковыми являются возможность ограничения любого общения, кроме письменного, ограничение количества звонков и так далее.

Тем не менее коллекторы насторожились: неофициально они признают, что закон выгоден исключительно потребителю, а для коллекторов он вводит массу ограничений. Сегодняшнее же положение коллектором выгодно, потому что кроме Уголовного кодекса их ничто не сдерживает.

«Позиция Роспотребнадзора обусловлена логикой пиара ведомства, а не заботы о гражданах», — сетует Дмитрий Жданухин.

«Вместо того чтобы платить долг, люди начинают говорить о нарушении их прав», — поддерживает его Роман Речкин.

И, наконец, финальный тезис: коллектора, как санитары леса вообще являются едва ли не частью государственного аппарата, беря на себя чужую работу.

«Если бы служба судебных приставов работала эффективно, а не так как сейчас, то коллекторы вообще бы не понадобились. Сейчас же мы приходим к тому, что есть за рубежом — к частным приставам», — считает Дмитрий Вершинин, уверяя, что его коллеги по бизнесу — давно не бандиты из лихих 90-х, а люди, способные помочь должнику.

Эксперт уверяет: зачастую должники сами не знают своих прав и либо пытаются скрыться, либо чересчур активно защищаются. Добрые же коллекторы нередко даже договариваются со своими клиентами о реструктуризации долга.

Впрочем, некоторые фразы из официального сообщения компании звучат как издевка. Рассказывая о некоем должнике, который добровольно заплатил Сбербанку 97 тысяч рублей, в компании заявили, что он от общения с коллекторами остался просто в восторге: «Приятные молодые люди подсказали, что это можно сделать через банкомат очень быстро и легко».

Верится в такое с трудом.

Парадокс ситуации в том, что такого рода воспитательные беседы и визиты без приглашения ранним утром закону не противоречат. А значит с депутатам, и Роспотребнадзору действительно есть, над чем работать.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
16.01.2014 Час расплаты: рост просроченной задолженности прибавит работы коллекторам

Рост просроченной задолженности российских граждан за 11 месяцев 2013 года составил 41% или 440 млрд руб. ...

16.01.2014 Активность незаконных коллекторов в Свердловской области снизилась

УрБК, Екатеринбург, 16.01.2014. В Свердловской области снизилось количество коллекторов, использующих незаконные и ...

04.08.2011 По праву силы: Нанятые Сбербанком на Урале коллекторы являются к гражданам в 7 часов утра

Перспективы проекта закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» остаются туманными ...

04.08.2011 Роспотребнадзор не одобрил проект закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности»

УрБК, Москва, 04.08.2011. Роспотребнадзор не поддерживает проект федерального закона «О деятельности по взысканию ...

30.06.2011 Уральские коллекторы: к СРО готовы

Деятельность коллекторов в России наконец-то будет регламентирована ...