Жадный собственник против экономного арендатора: противостояние продолжается
Центр Екатеринбурга традиционно считается удачным местом для торговли. Стрит-ритейл процветает, что отражается и на арендных ставках. Однако помещения с висящими не первый месяц баннерами «Сдается в аренду» встречаются все чаще. Эксперты главной причиной превалирования предложения над спросом называют завышенные аппетиты собственников.
Кризис принес собственникам коммерческих площадей массу проблем. Со снижением спроса арендные ставки пришлось снижать. Теперь, когда экономическая ситуация восстанавливается, эксперты констатируют рост спроса на такие площади и, соответственно, рост цен.
По оценке руководителя департамента коммерческой недвижимости агентства «Северная казна» Андрея Горбунова, после завершения активной фазы кризиса цены выросли почти в два раза. Только с начала 2011 года, согласно базе данных УПН, ставки на торговые площади, расположенные на первых этажах зданий, выросли на 20%, на офисные — на 10%.
«В настоящее время первые этажи в центре Екатеринбурга чрезвычайно востребованы. Экономика восстанавливается, и компании вновь готовы вкладывать средства в хорошее месторасположение. При этом объемы таких площадей ограниченны. Самые интересные давно разобраны, и на них уже сформирована очередь», — отметил Андрей Горбунов.
Между тем, как отмечают специалисты, арендные ставки пока не вышли на докризисный уровень. Хотя, по словам специалиста отдела коммерческой недвижимости компании «БК-Недвижимость» Романа Пашилова, цены к нему стремительно приближаются.
На сегодняшний день в среднем аренда площадей на первых этажах, согласно статистике УПН, составляет 1,35 тыс. рублей за торговые помещения и 940 рублей — за офисные. До кризиса арендная ставка на торговые помещения составляла 1,6 тыс. рублей и выше.
По словам специалистов, такие объекты наиболее востребованы компаниями, которым необходимо быть ближе к клиенту, иметь отдельный вход. Таковыми часто становятся банки, салоны связи, те же агентства недвижимости. Кроме того, по словам директора агентства недвижимости «Диал» Александра Дмитриева, центр традиционно привлекателен для продавцов брендовой одежды.
Впрочем, пустые места в центре Екатеринбурга остаются. Как отмечают эксперты, причина кроется в завышенных аппетитах собственников.
«В кризис собственникам пришлось снизить ставки. Теперь они увидели, что спрос вырос, и хотят наверстать упущенную прибыль. Однако за такую цену компании арендовать помещения не соглашаются», — отмечает Андрей Горбунов, добавляя, что результатом становятся простои таких помещений на срок вплоть до полугода.
Впрочем, средний срок все же меньше. Как отмечает генеральный директор Центра хорошего жилья «ЕкаДом» Ярослав Замашной, срок экспозиции подобных объектов не превышает двух месяцев.
«За время кризиса собственники поняли: любой простой убыточен. Поэтому откровенно задирать цены невыгодно, в противном случае объект не будет востребован арендаторами», — считает эксперт.
Впрочем, как отмечают специалисты, для помещения в 100–250 кв. метров, с хорошим трафиком простой на протяжении 4–6 месяцев — это нормальная ситуация. Собственники таких объектов могут себе позволить подождать своего арендатора.
Итак, главным критерием успешности остается трафик и пригодность для целей бизнеса. Если проходимость составляет 5 человек в час, то вряд ли помещение будет пользоваться спросом со стороны компаний, даже если географически оно расположено в самом центре города.
По прогнозам экспертов, если темпы экономики останутся прежними, то до конца года ставки на первые этажи вырастут еще на 20%. А в следующем году они могут приблизиться к докризисным. Пока же хорошие площади, предлагаемые по адекватной цене, находят своих арендаторов за неделю.