«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Ресурсы — городам под стратегию их развития
Экспертное сообщество продолжает анализировать идею Дмитрия Медведева о децентрализации полномочий между уровнями публичной власти — в пользу субъектов РФ и местного самоуправления (МСУ); обсуждаются возможные механизмы реализации президентских новаций.
Как известно, Медведев проработку необходимого алгоритма действий возложил на руководителей образованных им рабочих групп: заместителя председателя Правительства Дмитрия Козака (группа по правовым вопросам) и заместителя председателя Правительства, полномочного представителя Президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина (группа по финансовым и налоговым вопросам и по межбюджетным отношениям). Предварительные доклады групп глава государства ждёт к 15 сентября с. г.
Эксперты обращают внимание на то, что развивая идею децентрализации в Бюджетном послании, Президент подчеркнул, что перераспределение полномочий должно вести к росту эффективности всей системы управления; и это означает, что необходимо не просто «назначить» вместо Федерации других ответственных за ту или иную сферу — следует изменить структуру налоговой системы и бюджетное законодательство. Ибо только прочная финансовая основа даст регионам и муниципалитетам рычаги влияния на решение социальных вопросов, у органов государственной власти субъектов РФ и МСУ будет больше возможностей влиять на формирование инвестиционного климата.
Ситуация в России сегодня такова, что без достижения устойчивых темпов экономического роста на местах не решить вопросов модернизации экономики в целом, да и оказывать адресную социальную поддержку гражданам можно только с уровня самой близкой населению власти — муниципальной. Для этого, звучат предложения, необходимо передать вниз вместе с финансами и управление имущественным комплексом — образования, здравоохранения, культуры и т. д. А государственные программы надо выстраивать так, чтобы они не просто стыковались с региональными и муниципальными планами, а основывались на них. Тогда и эффективность государственных субсидий станет выше, и стимулы к развитию территорий расширятся.
Эффективность перераспределения полномочий вкупе с оптимизацией использования бюджетных ресурсов зависит, дал понять, комментируя Бюджетное послание Президента, вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, от решения ключевого вопроса — стратегического планирования. «С этого, конечно, всё должно начинаться, и бюджетные ресурсы должны соизмеряться с целями». А помощник Президента Аркадий Дворкович пояснил журналистам, что при передаче части полномочий на более низкий, близкий к людям уровень бюджетной системы придётся, соответственно, «передать и налоговые источники на те же самые уровни», и в этом случае федеральный бюджет будет сокращён — в пользу территорий. И такое перераспределение может «потянуть», по расчётам кремлёвской администрации, на сумму до триллиона рублей.
Екатеринбург при такой постановке вопроса — ресурсы под стратегию развития городов — однозначно выигрывает. В муниципалитете на протяжении уже 9 лет с успехом реализуется Стратегический план развития мегаполиса, часть проектов уже выполнена; собственно план актуализирован до 2020 года, что совпадает с плановыми горизонтами Федерации, и практически каждую неделю глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб даёт старт обновлённым редакциям стратегических проектов.
Но с точно такой же уверенностью можно сказать, что от совместного финансирования екатеринбургских инновационных проектов городом, регионом и Федерацией, точнее — от передачи полномочий в сферах жизнедеятельности, затрагиваемых проектами Стратегического плана, и соответствующих бюджетных средств на уровень Екатеринбурга выиграет и регион, и страна в целом. Сегодняшние достижения уральской столицы уже основной капитал в валовом региональном продукте и весомая доля в ВВП России. Развитие Екатеринбурга во многом обеспечивает занятость населения региона, уровень жизни уральцев, город вытягивает сферы образования и медицины, Екатеринбург — ориентир для всей России в демографии.
Не случайно именно Екатеринбург выступил инициатором перераспределения полномочий в сфере здравоохранения в пользу крепких муниципальных образований. Премьер Владимир Путин, по сути, такую инициативу и поддержал, дав понять, что государство должно заниматься слабыми муниципалитетами, где в силу объективных обстоятельств (например, в моногородах, которых в Свердловской области десятки) нет возможности ни развивать, ни содержать социальную сферу. Екатеринбург же показал эффективность использования средств на развитие всех социальных сфер, и нет нужды гонять собранные на его территории деньги через федеральный (и региональный) центр, чтобы затем слать трансферты на то же здравоохранение частями.
К слову, в этом и состоит идеология децентрализации: собранные в территориях налоги будут оставаться на местах. Предстоит лишь рассчитать, какой из механизмов наиболее эффективный: будут ли это излишки собранных налогов в нынешней структуре, или статус налогов изменят — федеральный на региональный, на местный, и наоборот.