Статьи
28.06.2011

Кто хоронит уральские автовокзалы?

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comМенее года назад крупный уральский ГУП — ГУП СО «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта» — получил нового директора, им оказался отставной военный, генерал-лейтенант Николай Ершов. Причины, по которым он покинул свою должность начальника авто-бронетанкового управления МО РФ, до сих пор доподлинно не известны. Официально причиной стала выслуга лет. Но корреспонденты газеты «Взгляд» не исключают, что истинная подоплека лежит в целом ряде уголовных дел, возбужденных Следственным комитетом при проверке ведомства Николая Ершова.

Как рассказывают, военному пенсионеру пришлось несколько месяцев обивать пороги своих прежних боевых товарищей, чтобы найти себе дело на гражданке. Получилось у него это только на прежнем месте службы — в Екатеринбурге. В военных кругах существует мнение, что новую должность Ершову нашел генерал Суровикин, начальник штаба Центрального военного округа. Памятуя о его бронетанковом прошлом, генералу доверили управление автовокзалами в Свердловской области. Вот только какие условия поставили Ершову его военные товарищи и какой платы потребовали за свою протекцию, остается неизвестным. Но можно предположить, что условия эти достаточно жесткие.

Сразу же после своего назначения на должность директора ГУПа Николай Ершов занялся переустройством подконтрольного ему предприятия. Начал он с кадровой революции: своих должностей лишились практически все руководители подразделений. Их место заняли ставленники Николая Ершова и протеже его друзей. О качестве управления и произведенных работ можно судить хотя бы по тому факту, что за полгода работы на предприятии сменилось три главных бухгалтера, а многие должности до сих пор остаются вакантными.

Не закончив операцию по борьбе с кадрами, Николай Ершов переключился на нового противника, на которого обрушился всей своей мощью. Им стали арендаторы, традиционно организующие торговлю и сферу услуг на автовокзалах.

Согласно закону, автотранспортное предприятие обязано обеспечить пассажирам возможность купить на вокзале необходимые вещи и еду. Так как сам ГУП не может заниматься этой деятельностью, он сдает в аренду свои площади — как в здании вокзала, так и на улице. На всех автовокзалах Свердловской области давно сложилась система арендаторов. Многие из них на собственные деньги построили торговые павильоны. В результате пассажиры были обеспечены товарами и услугами, а ГУП — постоянным доходом от арендных платежей.

Николаю Ершову существующая система не понравилась, и он с воинским азартом принялся перекраивать ее под аффилированные структуры. Что послужило причиной агрессии генерала в отношении малого бизнеса, не до конца понятно. Возможно, предприниматели отказались от «неформальных» поборов в пользу нового руководства, возможно, их место ранее было обещано «спонсорам» и «партнерам» генерала. Не исключены и иные причины.

Так или иначе, арендаторам было предложено немедленно освободить занимаемые помещения и бесплатно отдать возведенные (часто — в кредит) павильоны Ершову и его «друзьям». При этом все ранее заключенные договоры, выигранные конкурсы и нормы гражданского права были просто проигнорированы. Против арендаторов была развернута настоящая военная операция. Бизнесменам пытались отключить в павильонах свет и воду, блокировать двери. Поступали и угрозы уничтожения павильонов.

Предприниматели были вынуждены обратиться в правоохранительные органы и суд. В результате деятельностью Николая Ершова заинтересовались и прокуратура, и ОБЭП. Директор ГУП СО «СООПА» несколько раз вызывался в различные структуры. Как рассказывают очевидцы, общение с представителями силовых структур заставило генерал-лейтенанта хотя бы на время отказаться от своих наполеоновских планов.

Но, похоже, это не остановило желания Николая Ершова и стоящие за ним структуры в стремлении монетизировать свое положение. Пожалуй, самый наглядный пример — это появление на вокзале ЗАО «Инвест-Строй» и его директора Александра Твердохлеба. По мнению наблюдателей, эта коммерческая структура может оказаться тем самым «карманом», в который перенаправляются финансовые потоки ГУП СО «СООПА». Вот только кто контролирует эти потоки — сам Николай Ершов или его высокие покровители — неизвестно.

При этом сотрудники автовокзала не скрывают своего удивления: сотрудник коммерческой структуры Твердохлеб сидит в кабинете первого заместителя директора, пользуется служебным телефоном и служебным автомобилем Николая Ершова, а часто и отдает распоряжения сотрудникам госструктуры. Некоторые сотрудники высказывают мнение, что Твердохлеб, возможно, выступает в роли своеобразного «смотрящего», контролирующего генерала Ершова и следящего за доверенным ему бизнесом от имени «старших товарищей».

Одной из наиболее доходных статей такого бизнеса стала сдача в аренду площадей на автовокзале. Так как помещения являются государственной собственностью, то сдавать их в аренду можно только на основе конкурса, проводимого под контролем Министерства государственного имущества Свердловской области. Это правило призвано исключить коррупцию и обеспечить максимальную выгоду для государства, ведь площади должны достаться тому, кто предложит большую цену.

Но на деле сегодня сдачей в аренду площадей в здании автовокзала по адресу: ул. 8 Марта, 145, лит. ББ1, занимается ЗАО «Инвест-Строй». Александр Твердохлеб предлагает всем желающим арендовать площади в здании автовокзала через его фирму. В распоряжение ИАА «УралБизнесКонсалтинг» попала аудиозапись беседы одного екатеринбургского предпринимателя с Александром Твердохлебом, где последний прямо говорит о том, что является распорядителем этого имущества и сдает его в субаренду. Имеется и составленный от имени ЗАО «Инвест-Строй» бланк договора на субаренду указанных площадей, в котором указано, что это предприятие само арендует площади у автовокзала.

Вот только неизвестно, где и когда состоялся конкурс, на котором ЗАО «Инвест-Строй» выиграло право аренды государственной собственности. Никаких данных об этом не содержится ни в договоре, ни на сайте министерства государственного имущества. Нет сведений о проведении такого конкурса и на площадках для реализации торгов по государственным контрактам. Более того, многие коммерческие предприятия были не прочь принять участие в таком конкурсе и внимательно следили за всеми официальными объявлениями о его начале, но не смогли принять в нем участие.

Получается, что контора Александра Твердохлеба действует в обход закона? Впрочем, наблюдатели не исключают, что конкурс мог быть проведен тайно, без лишней огласки и «лишних» участников. Более того, нет ничего невероятного и в предположении, что документы просто были подписаны задним числом. Очевидно, что разобраться в этой ситуации должны министерство государственного имущества и прокуратура.

Разговоры о ремонте здания Южного автовокзала и выделении на это крупных сумм государственных денег также вызывают недоумение у экспертов. Дело в том, что, согласно генеральному плану развития Екатеринбурга, уже в самое ближайшее время здание вокзала должно быть перенесено на новую площадку, расположенную в Ботаническом районе города. Так какой смысл вкладывать миллионы рублей в ремонт и реконструкцию здания, которое будет снесено в течение самого ближайшего времени?

Любому собственнику и инвестору такая идея показалась бы бессмысленной. Но для директора ГУПа смысл в таком освоении государственных средств, видимо, есть. В самом деле, в такой ситуации списать на ремонт можно хоть 12, хоть 120 миллионов: все равно проверить эффективность этих трат после сноса здания будет просто невозможно. Тем более — выяснить, куда пошли потраченные суммы и какая их часть ушла в виде откатов нужным людям.

Впрочем, наблюдатели, внимательно следящие за ситуацией, не исключают, что истинной задачей, поставленной перед Николаем Ершовым и его командой, является максимально быстрый и надежный вывод с предприятия всех имеющихся активов и их передача спонсорам и покровителям генерала.

При этом эксперты отмечают, что главным активом, имеющимся в распоряжении ГУПа, является участок земли в самом центре Екатеринбурга, рядом с активно застраивающимся «новым южным центром», в непосредственной близости от торгового центра «Мегаполис». С открытием новой станции метро в декабре 2011 года стоимость и инвестиционная привлекательность этой земли только возрастет.

В качестве возможной схемы относительно честного перевода государственной собственности в частные руки наблюдатели называют банкротство ГУПа. Это достаточно распространенная схема, с помощью которой собственника уже сменило не одно предприятие по всей России. Методы также известны: например, предприятие может затеять масштабные ремонтные работы, взять под них кредиты, сформировать задолженность перед поставщиками и подрядчиками, искусственно затянуть выплаты, чтобы натекли пени. В результате структура объявляется банкротом, а ее активы отчуждаются в пользу кредиторов. Правда, сделать это возможно, только если на схему закроет глаза контролирующий орган и областное правительство.

Аналитики не исключают, что нечто подобное может произойти и с ГУП СО «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта». При этом Николаю Ершову может быть отведена роль «гробовщика» госпредприятия. Вполне вероятно, что прикрытием этой схемы со стороны областных властей и должен будет заняться генерал Суровикин, лоббистские возможности которого прекрасно известны.

Какая схема развала предприятия будет реализована в действительности, покажет только время. Пока же свердловские автовокзалы оказываются в прицеле пристального внимания общественности и контролирующих органов.

ИАА «УралБизнесКонсалтинг» будет следить за развитием событий.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
11.07.2011 ИА «Политсовет»: Кто губит автовокзалы Урала?

Бравый отставной генерал наводит армейские порядки на одном из важнейших госпредприятий Урала — в Свердловском ...

27.06.2011 Бывший главный инженер ГУП СО «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта» Игорь Каратаев: Новый руководитель предприятия Николай Ершов неадекватен как управленец

«Большое количество людей, таких как главный инженер, главный бухгалтер, просто ушли с предприятия. Неугодных убирали ...

27.06.2011 Бывший главный энергетик ГУП СО «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта» Евгений Смирнов: С появлением Николая Ершова стало сложнее решать проблемы предприятия

«С появлением на ГУП СО «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта» Николая Ершова стиль ...

24.06.2011 ГУП-генерал: кто разваливает Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта?

ГУП СО «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта» переживает сложные времена ...

17.06.2011 Автовокзалы Свердловской области: будущее под угрозой

ГУП СО «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта» переживает не лучшие времена ...