«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Сусоров: Отнять у муниципалитета больницы — убить городскую медицину
Муниципальное здравоохранение должно остаться в ведении администрации Екатеринбурга, переводить его полностью на баланс субъекта федерации — эксперимент опасный и неоправданный. Таково мнение членов городской Общественной палаты, собравшихся на прошлой неделе, чтобы обсудить итоги социально-экономического развития уральской столицы и состояние дел в медицинских учреждениях города. Поводом к разговору стало утверждение Госдумой РФ 313-го федерального закона, который, в частности, предусматривает с 1 января 2012 года передачу всех муниципальных учреждений здравоохранения в областную казну.
Возможно, для городов с низким бюджетом и дотационным хозяйством эта мера и стала бы спасительной, но только не для Екатеринбурга, где медицинская сфера развита вполне на столичном уровне, а доступность и качество услуг являются предметом зависти жителей многих российских городов-миллионников. На сегодняшний день уральская столица имеет на своём балансе 27 взрослых поликлиник, 21 детскую, 13 стоматологических поликлиник, 15 женских консультаций плюс несколько современно оснащённых диагностических центров. И работа в большинстве этих учреждений организована вполне инновационно: регистратуры увеличивают количество окон для посетителей, запись врача на дом по телефону ведётся отдельным диспетчером, начало работы регистратуры поликлиник города сдвинуто с 8.00 на 7.30. В рамках реализации муниципального проекта «Автоматизированная информационная система «Медицинская интегрированная регистратура» горожане получили возможность записываться к врачам через Интернет, а также через многоканальный телефон «Единой городской регистратуры» 204-76-76.
Расширяется и сеть самих ЛПУ: только в прошлом году на эти деньги в нашем городе открыт новый, современно оборудованный перинатальный центр на базе ДГБ № 10, капитально реконструирован родильный дом ГКБ № 40, полностью переоснащена детская городская клиническая больница № 9 на Семи Ключах. В ближайших планах муниципалитета — до конца года капитально отремонтировать больницу № 16, поликлиники ГКБ № 2 и ДГБ № 5, построить ещё две поликлиники и новый лечебно-диагностический корпус больницы № 23.
Разумеется, в реализации более масштабных планов — например, приобрести новые компьютерные томографы в ГКБ № 7 и 14, продолжить внедрение в больничную сеть скрининговых методик диагностики, завершить оснащение нейрохирургического отделения ГКБ № 24 и укомплектовать необходимым эндоскопическим оборудованием все урологические кабинеты города — без федеральной и областной помощи обойтись не удастся. Но одно дело — помощь, в том числе и финансовая, и совсем другое — бездумный перевод всех больниц и поликлиник на областной баланс. Да, проблем у муниципальной медицины, чего греха таить, хватает: по словам заместителя начальника управления здравоохранения администрации Екатеринбурга Ирины Мокшиной, это, прежде всего, дефицит площадей и медицинских кадров амбулаторной службы (всего 62% от необходимого), отчего в некоторых регистратурах время от времени возникают очереди из пациентов, которые очень трудно регулировать. Но значит ли это, что после перевода на областной баланс муниципальные больницы мгновенно превратятся в местный филиал госпиталя Принстон-Плейнсборо из популярного телесериала? Ведь даже сегодня из средств федерального ФОМС в рамках региональной программы модернизации на улучшение материально-технической базы больниц Екатеринбурга выделяется всего 552 млн. рублей — лишь 12% от всех средств, выделяемых на нужды областного здравоохранения. Будет ли город получать больше, когда лечебные учреждения перейдут на областной баланс — большой вопрос, но одно бесспорно: при таком раскладе город уже в следующем году лишится возможности финансировать систему здравоохранения из своего, муниципального, бюджета.
Поэтому администрация уральской столицы на недавней встрече с губернатором Свердловской области Александром Мишариным и руководителями регионального Минздрава попросила принять отдельный, областной закон, который — не нарушая положений закона федерального — делегировал бы муниципалитету ряд государственных полномочий по организации медицинской помощи на территории Екатеринбурга. Екатеринбургская городская Дума и Общественная палата поддержали администрацию города в этом вопросе и готовы направить на областной уровень предложение: наделить с 1 января 2012 года городские власти государственными полномочиями по организации медицинской помощи в муниципальных ЛПУ, причём с сохранением этих больниц и поликлиник на балансе города.
Мнение
Перевод ситуацию не улучшит
Заместитель председателя Общественной палаты Екатеринбурга Эльвира Гончаренко:
— Исследуя этот вопрос, мы, члены Общественной палаты Екатеринбурга, посетили несколько поликлиник города, в том числе и диагностический центр на Уралмаше. Это — одна из лучших поликлиник города, где к любому врачу можно записаться быстро и без проблем, а дежурные администраторы умеют оперативно найти выход из любой спорной ситуации. К тому же прямо в помещении поликлиники расположена аптека, где пациенты могут тут же, не теряя времени, «отоварить» выписанные врачом рецепты. Больные очень довольны. К сожалению, в поликлиниках на отдалённых территориях и окраинах города ситуация более проблемная: нехватка кадров, невысокая заработная плата, очереди за талонами, не всегда благожелательное отношение врача к пациентам... Но ситуация не улучшится, а наоборот — ухудшится, если решение основных вопросов системы здравоохранения ляжет полностью на плечи субъекта Федерации. Поэтому мы решили присоединиться к решению депутатов екатеринбургской Гордумы, которые считают необходимым полномочия по содержанию медицинских учреждений города оставить в ведении муниципальной власти, тем более что федеральное законодательство позволяет это сделать.