Россияне, хотя и не верят в быстрое улучшение экономической ситуации, все же не хотят себя ограничивать в покупках
Несмотря на постепенное восстановление мировой экономики от кризиса, потребители в разных странах пока не слишком верят в светлое будущее и боятся увеличивать расходы. Лишь в Китае население намерено тратить деньги не считая, свидетельствует исследование The Boston Consulting Group (BCG). Россияне, хотя и не верят в быстрое улучшение экономической ситуации, все же не хотят себя ограничивать и готовы даже выложить круглую сумму за автомобили или украшения. Сообщает «РБК daily».
Согласно исследованию BCG, медленное восстановление мировой экономики вызывает озабоченность не только у политиков и экономистов, но и у рядовых граждан. Так, в этом году 52% респондентов в США признались, что волнуются о будущем — почти столько же, сколько и год назад. При этом более 60% из них отметили, что из-за рецессии уже снизили расходы. В ЕС число тех, кто считает, что в ближайшие годы экономика не восстановится, превысило 40%. А вот в странах БРИК пессимистов меньше: в Индии, России и Китае не верят в наступление светлого экономического будущего менее трети респондентов.
«Российские потребители сейчас одни из самых оптимистичных. Если в кризис, ударивший по России очень сильно, наши граждане были преисполнены пессимизма, то сейчас они видят быстрое восстановление экономики страны», — сказал РБК daily директор московского офиса BCG Иван Котов.
Страх перед будущим не способствует желанию людей чаще открывать кошелек. Результаты опроса показали, что лишь в Китае с его быстрорастущей экономикой число тех, кто в ближайшие 12 месяцев намерен увеличить расходы, больше, чем тех, кто собирается экономить. Таким образом, роль населения западных стран в глобальном потреблении постоянно уменьшается, а жителей из развивающихся стран — растет. В ближайшие пять лет рост потребления в Китае и Индии превысит 50%. Поднебесная вскоре станет одним из двигателей мирового потребления: если сейчас доля этой страны в мировых потребительских расходах равна 9%, то к 2020 году она может достичь 22%.
Любопытно, что в отличие от представителей среднего класса других стран, предпочитающих тратить больше на практичные и необходимые вещи (жилье, одежду для себя и детей), россияне готовы раскошелиться и на то, без чего вполне можно обойтись: автомобили и ювелирные изделия. Иван Котов объясняет такую особенность поведения российского потребителя как наследием советского прошлого с его дефицитом, так и желанием доказать себе и другим, что он может себе это позволить.