«Коммерсантъ» и Татьяна Дрогаева: Урал закодировался оптом
Росалкогольрегулирование зафиксировало заметное сокращение объема закупки алкогольной продукции оптовыми компаниями в Уральском федеральном округе. В частности, в Свердловской области снижение произошло на 29%. Эксперты и участники рынка объясняют эту тенденцию подорожанием продукции и прогнозируют дальнейшее снижение спроса.
Объем оптовой закупки алкогольных напитков в УрФО по итогам первого квартала 2011 года сократился на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Об этом вчера сообщил руководитель межрегионального управления Росалкогольрегулирования по УрфО Дмитрий Лебедев в рамках конференции «Анализ ситуации на алкогольном рынке УрФО. Тенденции и перспективы развития на 2011-2012 годы». По его данным, в 2010 году оптом в первом квартале прошлого года было закуплено 8,231 млн дал, за аналогичный период этого года — 6,8 млн дал. «Больше всего объем закупки сократился в Свердловской области — на 29%, в Тюменской — на 21%, в ХМАО — на 20%, в Курганской области — на 8%. При этом оптовые компании Челябинской области увеличили закупку алкоголя в первом квартале на 6%», — цитирует господина Лебедева агентство «Интерфакс». Он также добавил, что на долю водки в розничной сети в УрФО приходится 40% всей алкогольной продукции, портвейна — 10%, шампанского — 4%, коньяка — 3%. Доля продукции местного производства в розничной продаже алкоголя составляет 8%. Сам господин Лебедев полагает, что существующие закупки свидетельствуют об удовлетворении спроса на алкоголь в торговых сетях.
Директор Центра исследований рынка алкоголя Вадим Дробиз считает, что оптовые закупки алкоголя в УрФО в ближайшие три года могут сократиться еще в два раза. «Дело в том, что сегмент нелегальной продукции в уральском округе существенно сократился, а легальный не может вырасти, поскольку легальная продукция очень дорогая. Эта ситуация будет усиливаться в связи с новой программой Минфина, по которой водка за 115 рублей с 1 июня 2012 года подорожает до 145 рублей, с 1 января 2013 года — до 170 рублей, а в 2014 году — до 200 рублей. Это может в два раза сократить закупку алкоголя в округе, чем воспользуются производители суррогатной продукции», — считает господин Дробиз.
Представители торговых сетей подтверждают, что сокращение закупок алкоголя действительно произошло и коснулось это, прежде всего, крепких напитков. «Наши закупки водки и коньяка сократились примерно на 18-20%, но только в литровом эквиваленте. В рублевом — все осталось по-прежнему, как раз за счет подорожания продукции. При этом рост цен на крепкий алкоголь привел к переориентированию спроса на слабоалкогольные напитки, например, выросло потребление ликеров и бальзамов», — рассказал президент торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин. Впрочем, вице-президент торговой сети «Кировский» Лев Ковпак пока существенного снижения спроса на алкоголь в «Кировском» не заметил. «Конечно, идет борьба с контрафактным алкоголем и пересматривается позиция государства по количеству оптовых поставщиков, которые смогут работать на рынке. Если их доля значительно сократится, то проблемы могут быть. Пока же есть легкая коррекция в пользу слабоалкогольных напитков. Но это закономерно — потребление крепкого алкоголя от года к году падает и перемещается в сторону, например, вина», — отметил господин Ковпак.
По данным Росалкогольрегулирования по УрФО, показатель потребления алкоголя в первом квартале в среднем составил 4,9 литра на душу населения. В 2010 году в целом этот показатель был равен 32,8 литра. При этом лидером по объему потребления алкоголя на душу населения является Челябинская область, на втором месте Свердловская область (5,3 литра), на третьем — ХМАО (4,9 литров).