В Свердловской области набирает обороты интернет-торговля: если в 2010 году действовало 248 магазинов, то сегодня их уже 473. К концу 2011 года количество игроков превысит отметку в 500 участников. Впрочем, эксперты предупреждают: времена, когда этим видом бизнеса мог заняться едва ли не каждый желающий, скоро уйдут в прошлое, а местные интернет-магазины будут активно вытесняться крупными федеральными проектами.
Самые популярные ниши сегодня — товары для детей, ремонта, мебель и аксессуары для дома — всего 28 специализаций, констатирует ведущий специалист комитета по товарному рынку администрации областного центра Яна Бондаренко.
Вместе с ростом числа игроков растет и недоверие потребителей к интернет-магазинам. Именно это называют своей главной проблемой и сами предприниматели, и регулирующие инстанции. Покупатели боятся приобрести некачественный товар, их пугает отсутствие возможности посмотреть его до покупки, возможные проблемы со списанием денежных средств при оплате электронной картой, сложности с возвратом или обменом.
Сами интернет-трейдеры, впрочем, уверяют: опасения во многом преувеличены.
«Закон о защите прав потребителей никто не отменял, на интернет-магазины он распространяется в той же степени, что и на обычные торговые точки. Плохие интернет-магазины при нарушении законов тут же вылетают с рынка, ведь Интернет сам по себе идеальная сфера для распространения информации», — уверяет директор одного из интернет-магазинов Борис Лепинских.
Информацию предпринимателей подтверждают и правозащитники.
«Я не припомню ни одного случая, когда дело дошло бы до суда, хотя люди, безусловно, должны активнее защищать свои права. Самим магазинам действительно невыгодно нарушать закон: имидж такой организации в Интернете очень быстро можно поставить под сомнение путем распространения негативных отзывов», — заявил УрБК президент Всероссийской лиги защитников потребителей Андрей Артемьев.
Чиновники называют несколько признаков надежности интернет-магазина: наличие данных об организации, юридического адреса, ИНН. Кроме того, уважающие себя предприниматели предусматривают возможность различных способов оплаты, в том числе использования электронных денег.
Тем, кто не сумеет цивилизоваться, стоит приготовиться к смене рода деятельности. Интернет-рынок региона с опаской ждет прихода конкурентов из столицы. В ближайшее время на Средний Урал обещают зайти сеть «М.Видео» и «Детский мир», уже обосновались у нас «Связной» и «Евросеть». С приходом столь крупных ретейлеров рынок интернет-торговли на Урале должен очиститься от недобросовестных игроков и выйти на новый, более цивилизованный уровень.
Данный тезис вполне обоснован. В свое время в Екатеринбурге с неменьшим страхом ждали прихода общероссийских торговых сетей, но, как показала практика, это не привело к фатальным последствиям и действительно заставило местных игроков подтянуться. Тем не менее определенные опасения есть.
«Сейчас выйти на рынок еще легко, но уже через пару лет, когда в регионе обоснуются крупные федеральные ретейлеры, это будет просто невозможно», — констатировали сегодня участники совещания у заместителя главы администрации города Виктора Контеева.
«Рынок интернет-торговли созрел для горожан, а горожане — для рынка. 98% респондентов знают о возможности покупки в интернет-магазинах, 76% уже пользовались этой услугой. 873 тысячи жителей города пользуются Интернетом, это и есть ваши потенциальные клиенты. Вы должны формировать доверительные отношения как с покупателями, так и с партнерами уже сейчас. Времени ждать и раскачиваться нет», — заключил Виктор Контеев.
Анастасия Куликова