Авторская колонка

Философ Александр Перцев об университете как предприятии

21 январь 2011 (16:24)

Философ Александр ПерцевЕсли говорить о высказывании помощника президента Аркадия Дворковича по поводу отмены стипендии студентам, то тут весь вопрос заключается в формулировке, «дьявол сидит в деталях». Можно всякое предложение подать так, что оно будет плохим. Как говорил Ришелье, «дайте мне три предложения любого автора, и я посажу его в Бастилию».

Аркадий Дворкович — представитель консерватизма, а консерватизм — это течение, которое отрицает всякие социальные пособия, всякие раздачи по двум причинам. Первая — это то, что всегда вокруг всяких раздач есть великая толпа бюрократов, которые выдают, считают, контролируют, и в результате всякое социальное пособие обрастает чиновниками, на которых уходит больше, чем на само пособие. Во-вторых, пособие раздается вне зависимости от того, участвует ли студент в учебном процессе, это никак не связано с результатами его учебной деятельности. Это все портит. Идея заключается в том, чтобы не платить всем поровну, а платить тем, кто работает много.

Такая философия уже применяется и в промышленности, и в образовании, и во многих других сферах.

Сейчас все получают стипендию просто за то, что приходят в университет, а надо, чтобы студенты работали в университете. Рождается новая концепция: университет должен вырабатывать не знания, а продукцию.

К примеру, что-то изобретено, но раньше это печаталось в наших научных журналах, а внедрялось японцами, и нам от этого не было никаких дивидендов. Теперь же наша задача — при каждом университете создать бизнес-инкубатор. Студент приходит с идеей, ему дают деньги, бухгалтерию, помогают организовать бизнес. На его предприятии при университете будут работать только сотрудники университета и студенты. И заработать там можно будет во много раз больше, чем составляет размер стипендии. Все зависит от эффективности.

Благодаря такой системе американские университеты содержат себя сами. Если помните, когда-то и УПИ тоже учил прямо на заводе и платил зарплату. Лучше всего учиться, непосредственно принимая участие в деле.

Конечно, это большая нагрузка, однако студенты всегда подрабатывали. К примеру, наша стипендия составляла 35 рублей, а я, работая летом в стройотряде, за сезон получал от 400 до 800 рублей. Однако я зарабатывал на стройке, будучи университетским студентом. У Дворковича же идея такая, что зарабатывать надо прямо в университете.

В общем и целом к идее однозначно относиться нельзя. Я бы сказал, что настолько мизерна стипендия сегодня, что ее можно рассматривать как социальную помощь. 1500 рублей на одного студента государство не разорит. Ее нужно оставить и не трогать, это тот минимум, которым вообще не стоит торговаться. А вот дальше нужно создать студентам рабочие места рядом с вузом. Вуз должен быть генератором идей, а вокруг должны быть фирмы, которые это внедряют. В Новосибирске это применяется, и в тамошнем академгородке все ученые ездят на очень приличных машинах именно потому, что научились внедрять свои идеи.

Это немного противоречит концепции классического университета, потому что ученые говорят, что прикладное знание — это низшее знание, оно есть даже у зверей. А из человеческого знания нельзя извлечь выгоду. Сегодня в университетах слово «деньги» вызывает негатив, даже в УГТУ-УПИ, не говоря уже про УрГУ. Хотя университет сегодня на 50% живет за счет продажи своих знаний, платных студентов. Однако отношение к тем, кто предлагает практическое знание, по-прежнему снисходительное. В лаборатории одного уральского вуза студенты-химики предложили не завозить кошачий наполнитель откуда-то, а создать его самим. Однако им сказали, что это не дело для университета — создавать наполнитель для кошачьих туалетов, это позор.

Вопрос в том, в какой мере наука сегодня должна пуститься в повседневность, а не в том, что у студентов кто-то что-то хочет отнять. Речь идет о том, что сегодня воспринимать университет лишь как храм науки — это слегка средневековые взгляды. В современном информационном обществе самое ценное — знания. И ими надо торговать.

Возникает вопрос: кто это будет делать? У нас наступил цивилизационный порог: мы должны уйти от общества индустриального, где наука — это храм, а люди работают только на государство. Насколько вуз сегодня готов организовать рабочие места и продавать свою продукцию — это тоже вопрос. Но я уверен: университет должен быть предприятием, которое дает работу своим студентам.

Другие материалы по теме: