17.04.2009

Неделя государственной моды: вопросы без ответов

На протяжении последних лет Екатеринбург предпринимает попытки позиционировать себя в качестве одной из «модных столиц» России. Одним из элементов этой тенденции должны были стать модные показы, подобные аналогичным в Москве и мировых столицах моды. Однако этот опыт сложно назвать удачным. Из самостоятельного коммерческого проекта «Уральская неделя моды» достаточно быстро превратилась в «имиджевое» мероприятие, а в прошлом году она прекратила свое существование. Организаторы предприняли попытку её «ребрендинга» и реформата. Новый проект получил название «Eurasian fashion week» и первоначально позиционировался как «федеральный», рассчитанный на одновременное проведение в Москве и Екатеринбурге. Время внесло свои коррективы в планы организаторов.

Мода под крылом государства

В этом году метаморфозы проекта продолжились. Сейчас он стал частью программы встречи глав государств стран — участников Шанхайской организации сотрудничества. Показы сократились до 3 дней и осуществляются в рамках государственного мероприятия — «Недели моды Евразии». Его заказчиком является правительство Свердловской области, финансирование осуществляется из средств регионального бюджета. Фактически, серия fashion-показов является частью официальных торжеств, приуроченных к саммиту.

В полном соответствии с законом, выбор оператора для проведения государственного мероприятия «Неделя моды Евразии» был осуществлен посредством конкурса (тендера), объявленного Министерством торговли, питания и услуг Свердловской области.

Согласно конкурсной документации, размещенной на официальном сайте правительства Свердловской области, контракт подразумевает приглашение, транспортировку и обеспечение проживания гостей «Недели»; проведение показов коллекций дизайнеров из стран Шанхайской организации сотрудничества (Россия, Китай, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан), а также стран-наблюдателей ШОС (Индия, Иран, Туркменистан); организацию дополнительных мероприятий (семинары, круглые столы, презентации, фотовыставка), а также обеспечение их информационного освещения. Так, в частности, из государственного бюджета оплачено создание и размещение роликов на радио и телевидении, изготовление рекламных материалов (растяжки, щиты, баннеры). Также бюджет оплачивает изготовление более 20 000 единиц различной печатной продукции.

По официальным данным Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области, в тендере на право проведения «Недели моды Евразии» участвовало 2 компании: ООО «Коммуникационное агентство «Форсайт» и ЗАО «НЬЮТОН-ПР». Согласно официальной информации, на октябрь прошлого года обе эти компании являлись структурными подразделениями группы компаний «Ньютон». Обе фирмы до сих пор расположены в одном офисе и имеют один и тот же номер телефона. Победителем тендера стало ЗАО «НЬЮТОН-ПР». Именно оно получило средства на проведение «Недели моды Евразии».

Вопросы сопряжения

Но с первых же шагов организаторов проведения «модной недели» в Екатеринбурге возникла определенная путаница. Проблемой оказалось сочетание частного коммерческого проекта «Eurasian fashion week» и государственной «Недели моды Евразии». В самом деле, ни из официальных сообщений государственных органов, ни из пресс-релизов организаторов нельзя понять, каким образом сочетаются два этих мероприятия, являются ли они одним целым или же различными объектами.

Так, в первых пресс-релизах, распространяемых организаторами, проект был заявлен как «Eurasian fashion week». При его анонсировании были использованы фирменный стиль и логотип частного «Eurasian fashion week», а не государственной «Недели моды Евразии».

Появление в последующих пресс-релизах упоминаний о «Неделе моды Евразии» и его фирменной символики окончательно запутало ситуацию. В результате на данный момент непонятно, какое же именно мероприятие 24—26 апреля будет проводиться в Екатеринбурге.

С одной стороны, можно предположить, что организаторы в рамках выполнения государственного контракта проводят официальную «Неделю моды Евразии». Но в этом случае непонятно, почему при этом происходит использование частного бренда «Eurasian fashion week», почему официальным сайтом проекта является портал EFW и как в рамках государственного проекта будет осуществляться сбор средств со спонсоров. Отметим, что в государственном контракте этот вопрос не оговорен, а практика последних «Недель» показывает, что именно привлечение спонсорских ресурсов (в том числе в виде информационного спонсорства) является одним из основных источников финансирования подобных мероприятий.

С другой стороны, не исключено, что организаторы реализуют собственный коммерческий проект «Eurasian fashion week». В этом случае решается вопрос с использованием фирменной символики и привлечением средств спонсоров, но возникает другой: каким образом будут выполняться условия государственного заказа, на что будут потрачены бюджетные средства?

Проблемы частно-государственного партнерства

Впрочем, нельзя исключить и третий вариант, при котором менеджеры проекта одновременно проводят сразу два мероприятия — официальную «Неделю моды Евразии» в рамках государственного контракта и коммерческую «Eurasian fashion week» — на собственной ресурсной базе.

Впрочем, в этом случае число вопросов к организаторам только увеличивается.

Так, неясно, каким образом происходит их размежевание. Организаторы не уточняют, будут ли «Неделя моды Евразии» и «Eurasian fashion week» проходить на разных площадках, будут ли дизайнеры распределены между «государственным» и «коммерческим» проектами. Впрочем, главный вопрос — где пройдет «водораздел» между государственными деньгами и средствами, привлеченными от спонсоров.

Очевидно, что государственная «Неделя моды Евразии» целиком оплачена из бюджета области и никаких сборов средств от добровольных жертвователей не подразумевает. Ни слова о спонсорских деньгах нет и в государственном контракте, и в условиях тендера. В то же время очевидно, что проект «Eurasion Fashion Week» выстраивается по схеме, предусматривающей привлечение стороннего финансирования. Отметим, что практика предыдущих мероприятий также подразумевала взимание средств с дизайнеров, желающих принять участие в показах.

Отечественная практика осуществления проектов в рамках частно-государственного партнерства показывает, что зачастую они оказываются выгодными только для одной из сторон. Нередко возникает ситуация, при которой государство оплачивает расходы на проект, а на долю частной компании приходится распределение дополнительных финансовых поступлений.

В самом деле, при первом приближении ситуация может выглядеть таким образом, что из государственного бюджета оплачены основные расходные статьи мероприятия, в том числе аренда помещений, транспортные услуги, расселение гостей, реклама в СМИ и производство полиграфии. Как же будут распределяться средства, традиционно привлекаемые организаторами, остается под вопросом.

Ни сотрудники Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области, ни организаторы «Eurasian Fashion Week» и «Недели моды Евразии» не смогли ответить ни на один вопрос, касающийся особенностей проведения тендера между двумя, возможно, аффилированными структурами или того, какое именно мероприятие пройдет в Екатеринбурге.

В то же время следует отметить, что в ситуации экономической нестабильности опыт взаимодействия государства и частных компаний в сфере fashion-индустрии особенно интересен и значим. Не исключено, что именно сейчас закладываются принципы их совместного существования, которые определят будущее «модной» отрасли в России на ближайшие годы.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
21.11.2013 На следующей неделе в Екатеринбурге пройдет ARTPLATFORM Fashion Week

УрБК, Екатеринбург, 21.11.2013. С 26 по 28 ноября в Екатеринбурге в 3-й раз пройдет ARTPLATFORM Fashion Week. ...

19.01.2011 В берлинской неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week будут присутствовать скандинавские мотивы

Лейтмотивом берлинской недели моды — Mercedes-Benz Fashion Week, которая открывается в среду в столице Германии станут ...

15.11.2010 В Петербурге открывается международная неделя моды

В понедельник в Санкт-Петербурге начнется международная неделя моды Aurora Fashion Week, сообщили РИА Новости ...

24.03.2010 Весенняя Неделя моды — Eurasian Fashion Week — не состоится из-за финансовых трудностей

УрБК, Екатеринбург, 24.03.2010. «Традиционная Неделя моды на Урале, Eurasian Fashion Week, пропускает весенний сезон», ...

24.04.2009 На Уральской неделе моды начались придворные показы

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель примет сегодня участников Недели моды Евразии и посмотрит модное дефиле. ...