Дата: 17.04.2009

Неделя государственной моды: вопросы без ответов

На протяжении последних лет Екатеринбург предпринимает попытки позиционировать себя в качестве одной из «модных столиц» России. Одним из элементов этой тенденции должны были стать модные показы, подобные аналогичным в Москве и мировых столицах моды. Однако этот опыт сложно назвать удачным. Из самостоятельного коммерческого проекта «Уральская неделя моды» достаточно быстро превратилась в «имиджевое» мероприятие, а в прошлом году она прекратила свое существование. Организаторы предприняли попытку её «ребрендинга» и реформата. Новый проект получил название «Eurasian fashion week» и первоначально позиционировался как «федеральный», рассчитанный на одновременное проведение в Москве и Екатеринбурге. Время внесло свои коррективы в планы организаторов.

Мода под крылом государства

В этом году метаморфозы проекта продолжились. Сейчас он стал частью программы встречи глав государств стран — участников Шанхайской организации сотрудничества. Показы сократились до 3 дней и осуществляются в рамках государственного мероприятия — «Недели моды Евразии». Его заказчиком является правительство Свердловской области, финансирование осуществляется из средств регионального бюджета. Фактически, серия fashion-показов является частью официальных торжеств, приуроченных к саммиту.

В полном соответствии с законом, выбор оператора для проведения государственного мероприятия «Неделя моды Евразии» был осуществлен посредством конкурса (тендера), объявленного Министерством торговли, питания и услуг Свердловской области.

Согласно конкурсной документации, размещенной на официальном сайте правительства Свердловской области, контракт подразумевает приглашение, транспортировку и обеспечение проживания гостей «Недели»; проведение показов коллекций дизайнеров из стран Шанхайской организации сотрудничества (Россия, Китай, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан), а также стран-наблюдателей ШОС (Индия, Иран, Туркменистан); организацию дополнительных мероприятий (семинары, круглые столы, презентации, фотовыставка), а также обеспечение их информационного освещения. Так, в частности, из государственного бюджета оплачено создание и размещение роликов на радио и телевидении, изготовление рекламных материалов (растяжки, щиты, баннеры). Также бюджет оплачивает изготовление более 20 000 единиц различной печатной продукции.

По официальным данным Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области, в тендере на право проведения «Недели моды Евразии» участвовало 2 компании: ООО «Коммуникационное агентство «Форсайт» и ЗАО «НЬЮТОН-ПР». Согласно официальной информации, на октябрь прошлого года обе эти компании являлись структурными подразделениями группы компаний «Ньютон». Обе фирмы до сих пор расположены в одном офисе и имеют один и тот же номер телефона. Победителем тендера стало ЗАО «НЬЮТОН-ПР». Именно оно получило средства на проведение «Недели моды Евразии».

Вопросы сопряжения

Но с первых же шагов организаторов проведения «модной недели» в Екатеринбурге возникла определенная путаница. Проблемой оказалось сочетание частного коммерческого проекта «Eurasian fashion week» и государственной «Недели моды Евразии». В самом деле, ни из официальных сообщений государственных органов, ни из пресс-релизов организаторов нельзя понять, каким образом сочетаются два этих мероприятия, являются ли они одним целым или же различными объектами.

Так, в первых пресс-релизах, распространяемых организаторами, проект был заявлен как «Eurasian fashion week». При его анонсировании были использованы фирменный стиль и логотип частного «Eurasian fashion week», а не государственной «Недели моды Евразии».

Появление в последующих пресс-релизах упоминаний о «Неделе моды Евразии» и его фирменной символики окончательно запутало ситуацию. В результате на данный момент непонятно, какое же именно мероприятие 24—26 апреля будет проводиться в Екатеринбурге.

С одной стороны, можно предположить, что организаторы в рамках выполнения государственного контракта проводят официальную «Неделю моды Евразии». Но в этом случае непонятно, почему при этом происходит использование частного бренда «Eurasian fashion week», почему официальным сайтом проекта является портал EFW и как в рамках государственного проекта будет осуществляться сбор средств со спонсоров. Отметим, что в государственном контракте этот вопрос не оговорен, а практика последних «Недель» показывает, что именно привлечение спонсорских ресурсов (в том числе в виде информационного спонсорства) является одним из основных источников финансирования подобных мероприятий.

С другой стороны, не исключено, что организаторы реализуют собственный коммерческий проект «Eurasian fashion week». В этом случае решается вопрос с использованием фирменной символики и привлечением средств спонсоров, но возникает другой: каким образом будут выполняться условия государственного заказа, на что будут потрачены бюджетные средства?

Проблемы частно-государственного партнерства

Впрочем, нельзя исключить и третий вариант, при котором менеджеры проекта одновременно проводят сразу два мероприятия — официальную «Неделю моды Евразии» в рамках государственного контракта и коммерческую «Eurasian fashion week» — на собственной ресурсной базе.

Впрочем, в этом случае число вопросов к организаторам только увеличивается.

Так, неясно, каким образом происходит их размежевание. Организаторы не уточняют, будут ли «Неделя моды Евразии» и «Eurasian fashion week» проходить на разных площадках, будут ли дизайнеры распределены между «государственным» и «коммерческим» проектами. Впрочем, главный вопрос — где пройдет «водораздел» между государственными деньгами и средствами, привлеченными от спонсоров.

Очевидно, что государственная «Неделя моды Евразии» целиком оплачена из бюджета области и никаких сборов средств от добровольных жертвователей не подразумевает. Ни слова о спонсорских деньгах нет и в государственном контракте, и в условиях тендера. В то же время очевидно, что проект «Eurasion Fashion Week» выстраивается по схеме, предусматривающей привлечение стороннего финансирования. Отметим, что практика предыдущих мероприятий также подразумевала взимание средств с дизайнеров, желающих принять участие в показах.

Отечественная практика осуществления проектов в рамках частно-государственного партнерства показывает, что зачастую они оказываются выгодными только для одной из сторон. Нередко возникает ситуация, при которой государство оплачивает расходы на проект, а на долю частной компании приходится распределение дополнительных финансовых поступлений.

В самом деле, при первом приближении ситуация может выглядеть таким образом, что из государственного бюджета оплачены основные расходные статьи мероприятия, в том числе аренда помещений, транспортные услуги, расселение гостей, реклама в СМИ и производство полиграфии. Как же будут распределяться средства, традиционно привлекаемые организаторами, остается под вопросом.

Ни сотрудники Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области, ни организаторы «Eurasian Fashion Week» и «Недели моды Евразии» не смогли ответить ни на один вопрос, касающийся особенностей проведения тендера между двумя, возможно, аффилированными структурами или того, какое именно мероприятие пройдет в Екатеринбурге.

В то же время следует отметить, что в ситуации экономической нестабильности опыт взаимодействия государства и частных компаний в сфере fashion-индустрии особенно интересен и значим. Не исключено, что именно сейчас закладываются принципы их совместного существования, которые определят будущее «модной» отрасли в России на ближайшие годы.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать