VIP-Интервью
17.08.2020

Алексей Бирюлин: Основные принципы развития — компактность и полицентричность

Алексей Бирюлин: Основные принципы развития — компактность и полицентричностьНа вопросы журналистов ответил заместитель главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Бирюлин.

— Алексей Владимирович, сейчас готовятся изменения в правила землепользования и застройки. Чем вызваны эти изменения, и на что они направлены?

— В первую очередь хочу отметить, что это не какой-то новый проект документа, а внесение изменений в уже существующий. На фоне экономической ситуации, связанной с борьбой с коронавирусом, а также в рамках помощи застройщикам в части сокращения административных барьеров были сформулированы предложения от Ассоциации строителей Урала, а также от некоторых застройщиков. Эти предложения мы рассмотрели и приняли.

— В какие территориальные зоны они будут вноситься?

— Изменения будут вноситься в 4 территориальные зоны: Ц-1, Ц-2, Ж-4 и Ж-5.

— В чем состоят новшества, и какие изменения уже внесены?

— В Градостроительном кодексе есть перечень обязательных предельных параметров для каждой из зон застройки. Соответственно, три таких предельных параметра в каждой территориальной зоне претерпели изменения.

Будет изменен параметр строительного использования территорий. Этот параметр характеризует плотность застройки. Площадь земельного участка умножается на коэффициент, и получается общая площадь объектов недвижимости, которая может быть на нем расположена, не считая подземной части здания. Сейчас коэффициент равен трем. Поступило предложение увеличить его до 4.

В двух территориальных зонах — Ж-4 и Ж-5 — предлагается увеличить процент застройки с существующих 60% до 100%. Это делается для того, чтобы у застройщиков была возможность проектировать здания с учетом федеральных нормативов и с собственным видением развития территории.

Третье изменение исключает в четырех территориальных зонах отступы от других участков при проектировании и строительстве новых зданий. Сейчас есть предельный параметр: минимальный отступ от границы земельного участка, после которого можно возводить здание. В четырех территориальных зонах предлагается эти отступы исключить.

Помимо предлагаемых изменений в рамках поддержки застройщиков, 30 июня принято положение о разработке и утверждении документации по планировке территорий, которого не было никогда в Екатеринбурге. Оно направлено на систематизацию всех строительных процессов, начиная от подачи предложений и заявок, продолжая процессом рассмотрения и заканчивая проведением общественных обсуждений и утверждением документации планировки территорий и проектов межевания.

— Как эти изменения будут реализованы, и не приведут ли они к излишне плотной застройке?

— Излишнего уплотнения не произойдет. Дело в том, что кроме наших регламентов есть федеральные нормативы и своды правил, на которые опирается экспертиза. В частности, они требуют наличия придомовой территории, игровых площадок и мест для выгула собак, мусороконтейнерных площадок и так далее. Кроме того, есть требования противопожарной безопасности с точки зрения отступов, а также нормы инсоляции.

— То есть будут просто сокращены дублирующие требования?

— Назовем это так. При внесении изменений была проанализирована практика многих эскизных проектов в зоне многоэтажной застройки. Еще в 2015 году все это было включено в правила землепользования, и с течением времени показатели корректировались. Сейчас в наших планах — довести показатель по проценту застройки до 100%. Но нормативы в любом случае должны быть соблюдены.

— Как принятые изменения повлияют на градостроительную политику Екатеринбурга в целом?

— Прежде всего, нужно говорить о том, что наша градостроительная политика направлена на создание комфортной и сбалансированной городской среды для конечного землепользователя — для граждан и жителей города. Один из главных вопросов — это вопрос комплексности: территория не может быть пригодной для жизни без каких-либо сервисов и инфраструктуры. В городе не хватает школ, детских садов, дорог.

Мы стремимся к тому, чтобы человек, купивший квартиру в жилом комплексе, имел возможность за 15 минут дойти до остановки общественного транспорта, а также удовлетворить все свои основные потребности в части сервиса, образования, детских дошкольных учреждений.

Это становится возможным, если создать полицентрический город, который предполагает наличие районных и общественных центров, школ, садиков, спортивных учреждений. Но, чтобы все это осуществить, нужна транспортная инфраструктура.

В последнее время в Екатеринбурге было очень много споров о проектах планировки территорий. Нас обвиняли в затягивании работы с разрешительной документацией. Но речь идет не о затягивании, а о поиске оптимального баланса и соотношения количества построенных метров жилья и сопутствующей инфраструктуры. Мы просто не успеваем строить достаточное число новых школ. К тому же, чтобы строить общественные здания и образовательные учреждения, нам необходима проектная документация и земля. Особенно сложно с этим в частном секторе, где мы не имеем права изымать территории под инфраструктурные объекты, только под дорожное строительство. Это четко прописано в Земельном кодексе.

— Как вы решаете эту проблему?

— Здесь есть две составляющие. Первая — обеспечение возможности градостроительства для создания инфраструктуры, вторая — наличие финансовых средств. В первую входят проекты планировки территорий и поиск участков, на которых можно построить общественные здания и пространства. Неоднократно нами, даже с участием Аркадия Михайловича Чернецкого, направлялась инициатива по включению в Земельный кодекс оснований для изъятия земель под социальную инфраструктуру. Но, к сожалению, пока этого не происходит.

По финансовой составляющей разрабатывается проектная документация, делаются соответствующие заявки при непосредственном участии правительства Свердловской области. Также делаются заявки на включение в федеральные целевые программы по строительству объектов образования и спорта.

Кроме того, рассматривается механизм частно-государственного партнерства, где некие инвесторы, а может быть, и сами застройщики будут осуществлять строительство социальной инфраструктуры. Пока реализованных примеров строительства в городе нет, ведется работа по формированию такого механизма. В ней принимают участие правительство Свердловской области и администрация Екатеринбурга.

— Как видит строительную политику глава Екатеринбурга и люди, принимающие решения на муниципальном уровне? В каких нормативных документах она выражена? Какое влияние на нее оказывает федеральная и региональная повестка?

— Весной был принят документ, увеличивающий горизонт планирования генерального плана Екатеринбурга с 2035 до 2041 года. Формируются экспертные советы, в рамках которых будет обсуждена и уточнена идеология Генплана-2041. Безусловно, для формирования этой идеологии будет применен утвержденный в мае 2018 года стратегический план развития города Екатеринбурга с прогнозами и показателями до 2035 года. Но учитывая, что генеральный план принимается на срок не менее 20 лет, срок у нас — 2041 год.

В рамках стратегического плана утвержден 4-й раздел — о стратегии пространственного развития города. Этот раздел стратегического плана обсуждался с широким спектром экспертов, бизнес-сообществом, архитектурно-градостроительным сообществом и общественностью. Этот документ получит свое отражение в плане развития города до 2041 года.

— Какие основные принципы заложены в генплан?

— Основные принципы стратегии пространственного развития Екатеринбурга — это компактность города, полицентричность, преимущества для пешеходов и городского общественного транспорта.

Если вы посмотрите на генеральный план, то увидите, что в проекте развитие транспортных развязок. Нужно понимать, что это очень трудозатратный и финансовоемкий процесс, на который не всегда есть средства. Один миллион квадратных метров жилья влечет за собой десять миллиардов рублей бюджетных вложений в инфраструктуру, общественный транспорт. И примерно пять миллиардов рублей, которые платит застройщик за подключение к инженерным сетям. Поэтому городские власти отдают паритет пешеходам и общественному транспорту.

Другим моментом стратегии развития города является водно-зеленый ландшафтно-рекреационный каркас города: общественные пространства, парки и скверы. Это серьезный элемент для развития комфортной городской среды.

— Какие направления внешнего расширения города планируются и считаются перспективными? Где в Екатеринбурге есть точки развития для крупных строительных проектов?

— Однозначный приоритет стратегии пространственного развития — развитие уже застроенных территорий. По нашему мнению, а также, по словам коллег, разработавших стратегию развития Екатеринбурга, им нужно отдать приоритет перед освоением новых городских территорий. Мы развиваем существующую застройку: расселяем аварийные дома и на их месте возводим новый жилой фонд, обновляем городскую среду с точки зрения благоустройства. Также реконструируем сети, дороги, социальную инфраструктуру с возможностью увеличения существующих объектов образования. Здесь три варианта: реконструировать стоящее здание, снести его и построить новое или сделать пристрой. Это один из основных приоритетов.

— На какой стадии сейчас находится проект «ВИЗ-Правобережный»? Какие еще масштабные проекты запланированы?

— По «ВИЗу-Правобережному» проект планировки утвержден. В нем, как и в Генплане, через пруд перекинут мост. Еще один масштабный проект в генеральном плане города — городская электричка, которая в течение часа проходит по кольцу через весь Екатеринбург. В некоторых узловых точках она будет пересекаться с городским транспортом: там можно будет пересесть на трамвай, троллейбус или автобус. Этот проект мы уже обсуждаем с сотрудниками Свердловской железной дороги.

— Каковы итоги I полугодия 2020 года в развитии строительной сферы Екатеринбурга? Оцените, пожалуйста, тренды и перспективы до конца 2020 года.

— Могу сказать, что все проекты, которые были запланированы на I полугодие 2020 строительного года, мы продолжаем реализовывать: например, 9 школ вместимостью более 7 тысяч мест. В проекте с государственной экспертизой и документацией — еще 6 школ вместимостью более 4 тысяч мест. Также запроектировано расширение улично-дорожной сети. В различные уровни бюджета сформированы заявки, чтобы строить ее с привлечением федеральных и областных средств. Кроме того, за строительный год (с января по декабрь 2019 года — прим. ред.) введено более 1 млн 300 тыс. кв. м. жилья. Со Дня строителя 2019 года по сегодняшний день введено в эксплуатацию 1 млн 400 тыс. кв. м. жилья. Соответственно, можно сказать, что в действующих разрешениях на строительство — серьезный задел, в градостроительной документации — задел для целей жилищного строительства.

По перспективным проектам отмечу: сейчас у нас производится тендерная процедура для реконструкции второй очереди Макаровского моста. В ближайшее время мы выйдем на объект и возобновим работу. Окончание строительства второй очереди этого объекта планируется в 2022 году. Также мы проводим все необходимые процедуры, чтобы реконструировать развязку возле концерна «Калина». Из текущих проектов мы работаем над объектами социальной и дорожной инфраструктуры.

Фото с официального портала администрации Екатеринбурга
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
13.08.2020 Алексей Бирюлин: Основные принципы развития — компактность и полицентричность

На вопросы журналистов ответил заместитель главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и ...

31.03.2020 Глава Екатеринбурга Александр Высокинский распорядился начать подготовку Генплана развития города до 2041 года

УрБК, Екатеринбург, 31.03.2020. Глава Екатеринбурга Александр Высокинский распорядился начать подготовку проекта ...

19.11.2019 Гордума Екатеринбурга утвердила проект изменений в правила землепользования и застройки

УрБК, Екатеринбург, 19.11.2019. Гордума Екатеринбурга утвердила проект изменений в правила землепользования и застройки ...

19.01.2016 Алексей Белышев: Изъятие у Екатеринбурга градостроительных полномочий осложнило работу строительных компаний

УрБК, Екатеринбург, 19.01.2016. Изъятие у Екатеринбурга части градостроительных полномочий внесло сложности в работу ...

19.01.2016 Изъятие у Екатеринбурга градостроительных полномочий осложнило работу строительных компаний

УрБК, Екатеринбург, 19.01.2016. Изъятие у Екатеринбурга части градостроительных полномочий внесло сложности в работу ...