VIP-Интервью

Елена Разумовская: Банк перемещается в телефон

26 март 2020 (10:23)

Фотография предоставлена Еленой РазумовскойНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответила региональный управляющий филиалом «Екатеринбургский» АО «Альфа-Банк» Елена Разумовская.

— Елена Алексеевна, как для банка прошел 2019 год? Какие основные направления росли, а в каких, наоборот, снижалась активность? Что можно отметить по итогам года и в цифрах, и в основных тенденциях?

— За результаты прошлого года не стыдно. У Альфа-банка даже есть такой слоган: «Не за что краснеть».

Если говорить про работу с физическими лицами, то по количеству активных клиентов за год мы приросли на 10% и на 1 января 2020 года нашими активными клиентами стали более 240 тыс. человек. Объем привлеченных средств от физических лиц увеличился на 22% и на конец года составил 48,9 млрд. руб. Кредитный портфель физических лиц за год вырос на 39%.

Основной драйвер роста кредитного портфеля в 2019 году — ипотека. В июле 2019 года мы открыли центр ипотечного кредитования в Екатеринбурге и уже в декабре стали третьим банком в городе по выдаче ипотечных кредитов, практически за полгода выдано более 3 млрд руб. При помощи Альфа-банка свыше 1 тыс. 400 семей оформили ипотеку в нашем банке. Мне кажется, это отличный результат.

Кроме этого, по зарплатным проектам за 2019 мы выросли на 19%. По состоянию на 1 января 2020 года 83,3 тыс. активных клиентов получают свою зарплату через Альфа-банк.

— А что происходило на рынке малого и среднего бизнеса?

— Альфа-банк сегодня один из главных банков для предпринимателей. По нашей статистике, каждый шестой предприниматель в стране — клиент нашего банка. В Екатеринбурге сейчас обслуживается почти 21 тыс. активных компаний малого и среднего бизнеса, за 2019 рост количества клиентов составил 26%. Кредитный портфель в абсолютных цифрах остался практически неизменным, увеличившись всего на 2%, но существенно изменилась его структура: у нас снизился кредитный портфель по крупным клиентам (порядка 6 млрд руб.), но на эту сумму мы выдали кредиты малому и среднему бизнесу, поэтому доходность нашего кредитного портфеля увеличилась.

— Сколько сейчас всего в вашей зоне ответственности отделений, и как географическая политика меняется в последние годы?

— У нас два отделения в Каменске-Уральском, два отделения в Нижнем Тагиле, одно в Первоуральске, 12 офисов Екатеринбурге (включая А-Клуб и Центр ипотечного кредитования). Всего — 19.

В Екатеринбурге в Альфа-банке работает более 1 тыс. 100 человек. Это подразделения, которые работают на бизнес города, а также на все регионы присутствия банка: здесь же размещена одна из трех по стране IT-дирекций, расположено подразделение бизнес-аналитики и подразделение, сопровождающее кредитные транзакционные сделки по всей стране.

— Хочется спросить о новых направлениях, таких как эскроу-счета. Предлагает ли Альфа-банк такую услугу застройщикам в Екатеринбурге?

—Да, Альфа-банк является одним из уполномоченных банков, в которых можно открывать эскроу-счета. Но на сегодняшний день в Екатеринбурге мы находимся в стадии вынесения на кредитный комитет проектов финансирования застройщиков. Пока профинансированы проекты по старым правилам, в рамках договоров о долевом участии.

— Каков сейчас портрет типичного клиента банка? Как он изменился за последние годы?

— Скорость жизни увеличивается, все активнее используются цифровые технологии, формируется привычка к комфорту и удобству. И мы видим, что наши клиенты — это те, кто ценит свое время, предпочитает решать задачи удаленно и быстро, при этом они должны быть полностью уверены в безопасности своих данных и финансов.

Мы все живем в телефоне. И наш банк тоже перемещается в телефон. Клиенты могут получить все возможные услуги через мобильное приложение. 75% наших клиентов из числа физических лиц — активные диджитал-клиенты. Это те, кто постоянно пользуется приложением, проводит операции через него.

В телефон, в «цифру», постепенно переходит и значительная часть общения с клиентами.

— Прошлый год стал рекордным в России по количеству открытых инвестиционных счетов. Участвуете ли вы в этом буме?

— Тенденция вполне понятная: ключевая ставка снижалась, вслед за ней снижались и ставки по депозитам. Клиенты в такой ситуации ищут более выгодные варианты, которые позволяют увеличивать их накопления. Одним из вариантов является замещение депозитов инвестиционными продуктами: ПИФами, индивидуальными инвестиционными счетами. Конечно, мы даем им такую возможность. Наши менеджеры предлагают клиентам различные варианты в зависимости от уровня риска, который может принять на себя клиент.

— Раньше такая услуга была предназначена для VIP-клиентов. Сейчас с какой суммы можно воспользоваться инвестиционными продуктами?

— Сейчас порог входа на фондовые рынки минимален, в некоторых случаях можно начать инвестировать с 1 тыс. руб. Выбирать стратегии, совершать сделки можно в мобильном приложении банка. Раз в два месяца мы проводим обучающие семинары для клиентов, которые инвестируют. Эксперты и партнеры Альфа-банка рассказывают о возможностях, подводных камнях и дают аналитическую информацию о текущем состоянии экономики и рынка. Данные встречи помогают клиентам больше узнать об инвестиционных продуктах и снять множество вопросов.

— А насколько это интересно, собственно, банку? В чем у менеджера фронт-зоны интерес привлекать человека в инвестиционный инструмент, а не в депозит?

— Мы, как универсальный банк, даем клиенту выбор, а не фокусируемся на одном продукте. Если мы не предложим клиенту этот инструмент, он уйдет от нас. А нам важен каждый клиент.

— Какие тенденции будут главными в банке в 2020 году?

— Одной из основных задач является прирост количества клиентов: как физических, так и юридических лиц. Основной фокус направлен на зарплатные проекты. Если говорить про розничное направление, то это ипотека и VIP-канал (премиальное обслуживание). Для того, чтобы лидировать в VIP-обслуживании, наши сотрудники были лучшими на этом рынке, здесь необходимо обучение, развитие сотрудников.

В сфере малого бизнеса мы всегда ориентировались на безрисковые продукты, расчетные и комиссионные операции. Традиционно здесь мы развивали нефинансовые сервисы, обучение клиентов, консультации. Это направление будет продолжено. Во второй половине 2019 года у нас появилась достаточно широкая линейка кредитных продуктов в этом сегменте, чего раньше не было. И мы активно продвигаем кредитные продукты на рынке в этом году.

Для среднего бизнеса мы по-прежнему предлагаем широкую линейку продуктов. Например, это обслуживание внешнеэкономической деятельности — у нас достаточно сильный валютный контроль. Это кредитование — в том числе в рамках востребованных государственных программ поддержки, например, проекты с субсидированием процентной ставки от Минэкономразвития и Минсельхоза.

Что останется прежним? Мы будем делать так, чтобы банк был помощником, экспертом, советчиком по всем финансовым вопросам как для физических, так и для юридических лиц.

Фотография предоставлена Еленой Разумовской

Другие материалы по теме: